15 июня произошло важное событие для всех, кто недолюбливает поезда. Впервые на авиарейсы СаратовМосква (наиболее востребованные в нашем городе) допущена не одна, а целых две авиакомпании: помимо «Саратовских авиалиний» это направление теперь обслуживает компания «Комиавиатранс». Неделей ранее открылось авиасообщение с СанктПетербургом, которое так же взял на себя новый авиаперевозчик. SMOG суммирует всё, что вам действительно важно знать о нынешнем состоянии пассажирских авиперевозок в Саратове, и делает осторожные предположения о том, что должно измениться в этой сфере, чтобы мы, наконец, перестали постоянно ругать местную авиацию.

321656_original

Мы любим летать. А вот посещать сайт «Саратовских авиалиний» не любим. И сайт «Комиавиатранса» ничем не лучше, даже похуже будет. А здание саратовского аэровокзала — само по себе красивое — после «евроремонта» стало напоминать офисный центр класса С что снаружи, что изнутри. Синие зеркальные стекла на фасаде — привет из 90-х. И в парке около аэропорта, в котором можно было полюбоваться на самолеты, больше не погуляешь: его обнесли забором (разве у нас избыток парков?). Если не считать жизнерадостной окраски оранжевых «Эмбраеров», в остальном местная авиация выглядит слегка кондово, неуютно и, что уж греха таить, провинциально.

Всё это, конечно, второстепенно, если бы не деньги. Мы про те деньги, что мы отдаем за билеты. Сколько бы нас ни уверяли, что это нормально, мы в это верить отказываемся, потому что по миру мы зачастую летаем заметно дешевле, чем по направлению Саратов-Москва. Да что уж: слетать из Москвы в Питер в начале июля — от 2650 руб. (Ural Airlines). А из нашего города в столицу — от 3500 руб. (и то если сильно повезет с билетами; большинство вариантов Саратов-Москва — около 5000 руб.).

Прежде чем начать критиковать и предлагать, давайте сначала проведем инвентаризацию: что мы, собственно, имеем на сегодняшний день?

Состояние саратовской авиации

Куда можно улететь из Саратова?

Основное направление полетов — Москва. На него приходится 63% всех рейсов «Саратовских авиалиний». Эта компания ежедневно осуществляет 4-7 рейсов в столицу. Новичок нашего рынка — «Комиавиатранс» — производит полеты три раза в неделю по одному рейсу в день (понедельник, среда, пятница).

В Санкт-Петербург летает только «Комиавиатранс» (понедельник, среда, пятница).

Помимо столиц регулярные рейсы осуществляются в Анапу, Волгоград, Екатеринбург, Ереван, Казань, Минеральные Воды, Нижний Новгород, Самару, Сиферополь и Сочи. Чартеры летают в Анталью, Хургаду, Шарм-эль-Шейх и др.

Сколько это стоит?

Цена авиабилета в Москву при покупке за 2 недели до вылета этим летом — 4700 руб. (в одну сторону) на большинство рейсов «Саратовских авиалиний». «Комиавиатранс» — 5200 рублей. Место в купейном вагоне поезда на те же даты — от 2850 руб.
Цена авиабилета в Санкт-Петербург — 9126 руб. (со сборами агентств, купить напрямую у авиакомпании невозможно). Место в купейном вагоне поезда — 7199 руб.

На чем мы летаем?

В распоряжении «Саратовских авиалиний» два современных борта Embraer-195 и восемь бортов Як-42, выпущенных в 80-е и в начале 90-х годов. Комиавиатранс летает к нам на Embraer-145.

В Казань и Нижний Новгород летают миниатюрные восьмиместные Pilatus PC-12. В Самару — девятнадцатиместные L-410.

Что происходит со старым аэропортом?

Нынешний аэропорт два года назад перенес серьезную реконструкцию: стойки регистрации и предполетный досмотр перенесли от уличных «гейтов» в здание аэровокзала, доступ в парк закрыт. В аэровокзале оборудованы новые — значительно более просторные, чем в старых «гейтах», залы ожидания с достаточным количеством посадочных мест (раньше это было большой проблемой). Есть даже детский уголок — редкость для аэропортов.

аэропорт

Когда появится новый аэропорт и каким он будет?

По плану аэропорт в Сабуровке должен быть построен к октябрю 2017 года. Однако сейчас идет процесс смены подрядчиков, и строительство отложили до августа. Утверждается, что на сроки ввода объекта в эксплуатацию это не повлияет.

0_dde1e_d5ac22aa_orig

Жалоба #1. Тарифы

Судя по ценам на перевозки из российских регионов в столицу, видимо, авиакомпании считают, что пассажир готов платить любые деньги, лишь бы улететь из этой дыры. Полеты по Европе — дешевле. Жесткая конкуренция на рейсах Москва-Санкт-Петербург заставила перевозчиков немного подвинуться на этом направлении, но на остальных региональных рейсах цены заметно выше.

Что тут можно изменить? Например, взять на вооружение те методы, которые позволили авиакомпаниям-дискаунтерам сделать перелеты по Европе предельно доступными. Да, речь про снижение качества сервиса (но сервис и не был сильной стороной наших перевозчиков). Это, наверное, первый случай в истории, когда клиенты сами просят: уберите иллюзию сервиса — просто довезите за разумные деньги. Ну, наверное, не стоит преподносить в качестве своего «сервиса» булочки и вафли, включенные в стоимость билета по цене рублей в 500 (не удивлюсь, если больше).

Жалоба #2. Патриотизм vs конкуренция

Защитники «Саратовских авиалиний» пытаются пробудить в нас патриотические чувства и утверждают, что пускать к нам сильные авиакомпании-конкуренты из других регионов — опасно. Мол, сначала они будут демпинговать так, чтобы задушить местного перевозчика, а потом взвинтят цены. Откуда берется уверенность, что наша собственная авиакомпания в отсутствии конкуренции будет вести себя более дружественно к пассажирам, сложно сказать. Почему-то считается, что местный перевозчик нам чем-то роднее, и платить мы должны имено ему, а не тому, кто предложит лучшие условия.

С приходом «Комиавиатранс» формально монополизм на направлении Саратов-Москва рухнул. Но на самом деле, о чем мы говорим? «Саратовские авиалинии» выполняют 43 рейса в неделю в Москву (в одну сторону), а «Комиавиатранс» — три.

Тут действует универсальное правило: чем меньше конкуренция — тем меньше поводов идти навстречу клиентам. И три рейса мелкой авиакомпании «Комиавиатранс» конкуренции не создают. Пустите настоящих гигантов (вот, например, «Ютэйр» давно просится), тогда посмотрим.

0_e4240_de8b8e2_orig

Жалоба #3. Как вдохнуть новую жизнь в старый аэропорт

Если уж снизить цены невозможно (ну, допустим), и разум пассажира против такой обдираловки, значит, надо давить на его чувства. Ну должно быть хоть что-нибудь, что вызывало бы радость от посещения нашего аэропорта, кроме самого факта, что скоро из него улетишь.

Аэропорт в центре города — это вам не автовокзал и не дом быта. Это здание могло бы стать запоминающимся, любимым местом. Во многих аэропортах мира есть свои «фишки». В женевском аэропорту — «мишленовский» ресторан с фуа-гра и видом на взлетную полосу, в парижском — отличный устричный бар, в мюнхенском — пивная, в которой выступает джазовый квартет. Что мешает создать лучший в России вобла-бар в саратовском аэропорту?

Это, конечно, шутка. Хотя… Из таких попыток сделать что-то свое, не похожее на привычный уклад, и складывается наше уважение к местному бизнесу. В конце концов, сделать лучшую в городе кофейню не так сложно. Но почему-то в аэропорту одна из худших.

авиа

Игорь
Третьяков

Обратная связь

Помимо прочего, пока всё упирается в то, что нынешний аэропорт аффилирован с «Саратовскими авиалиниями», так что весь спрос — с этой компании. Со своими вопросами мы обратились к генеральному в директору авиакомпании «Саратовские авиалинии» Игорю Третьякову.

— В свете того, что к направлению СаратовМоскве допущена еще одна авиакомпания, как будет меняться ваша тарифная политика на этом направлении? Можно ли ожидать, что «Саратовские авиалинии» найдут способы для снижения цен на билеты, например, такими методами, которые используют авиакомпаниилоукостеры? Скажем, за счет отказа от питания и других подобных мер?

— То, что появился еще один рейс на Москву из аэропорта «Саратов Центральный», несомненный плюс для пассажиров. Самолет Embraer-145, который использует «Комиавиатранс» «младший брат» нашего саратовского Embraer-195. «Саратовские авиалинии» первая в России компания, которая приняла в эксплуатацию самолеты бразильской марки Embraer. А для Эмбраеров-145 стартовой компанией по эксплуатации в России стала «Комиавиатранс», у нас много точек соприкосновения.

Направление на СанктПетербург сразу стало очень популярным у жителей саратовского региона. За прошлую неделю было совершено три рейса практически с 95% загрузкой. Выбор нами этого авиаперевозчика обусловлен и тем, что это предприятие с большой историей и большим опытом работы, у них серьезная эксплуатационная база и авиапарк. «Комиавиатранс» вписывается в нашу шаттлсхему вылетов по Москве. Включая частоту «Комиавиатранса», из аэропорта Саратова в Москву самолеты летают каждые три часа. Это очень удобно пассажирам. Здесь важны два фактора: регулярность рейсов и приемлемость цен. Маркетинговую и тарифную политику по новому слоту определяет сам перевозчик. Стоимость билета в одном направлении у «Комиавиатранс» от 5200 рублей.

Со своей стороны, могу сказать, что наши пассажиры привыкли, например, что можно летать по России по «Социальному» тарифу для молодежи и пенсионеров. Мы это сохраняем. Будем общаться с «Комиавиатрансом», чтобы ввести этот тариф на их рейсах.

Что касается питания на бортах авиакомпании «Саратовские авиалинии», то на сегодняшний день, исходя из мониторинга анкет, заполняемых нашими пассажирами, мы оставили питание (чиабатту) только на двух рейсах в Москву: на утреннем и вечернем. Это рейсы 759/760 и 761/762. На остальных рейсах подаются, согласно отраслевому стандарту, прохладительные напитки, чай и кофе.

У «Саратовских авиалиний» дифференцированная система тарифов. Можно купить билет в Москву за три месяца, например, всего за полторы тысячи рублей. Тот же тариф «Социальный» активно работает. Для сравнения цен, можно посмотреть тарифы авиакомпаний РФ, выполняющих полеты в Москву по Приволжскому федеральному округу, например, на сегодняшний день. Минимальный тариф со сборами на рейс на 17 июня на сайтах интернетбронирования у «Саратовских авиалиний» 3990 рублей по направлению СаратовМосква, у «Аэрофлота» по направлению СамараМосква 5526 рублей, у «Ютэйра» по этому же маршруту 5338 рублей. «Аэрофлот» из Волгограда в Москву на 17 июня 5526 рублей. «Руслайн» из Пензы в Москву 5024 рублей.

1(18)

— Каковы планы по развитию нынешнего аэропорта до того момента, пока не будет запущен новый аэропорт в Сабуровке?

— Еще дватри года назад вылеты из саратовского аэропорта осуществлялись с использованием временных сооружений. По существу пассажиры «вылетали» с улицы, технология аэропортового обслуживания пассажиров была реализована еще по схеме 60-70-х годов. Предприятие реально еле выживало с устаревшим парком. После прихода новых акционеров началась активная модернизация аэропортового комплекса. В ноябре 2013 года мы отреставрировали аэровокзал, создали комфортные условия для пассажиров, реконструировали за счет собственных средств рулежную дорожку. Только на аэропортовую инфраструктуру мы потратили 250 миллионов рублей собственных средств. Также приобрели аэропортовую технику, улучшили условия для работы персоналу. Подготовили аэропорт и параллельно авиакомпанию к использованию воздушных судов Embraer 195. Суммарно мы вложили около 500 млн рублей собственных средств в модернизацию парка воздушных судов, обучение пилотов и технического персонала, а также в развитие инфраструктуры аэропортового комплекса.

План мероприятий по допуску аэродрома для приема других типов воздушных судов мы составили, в принципе смету расходов тоже составили. Надеемся, рабочая группа совместно с правительством области рассмотрит этот план мероприятий. Сейчас мы направили в правительство два обращения, реакции никакой нет, но мы не теряем надежды, что нас услышат. На сегодняшний день мы рассматриваем два источника финансирования: либо нас профинансирует правительство области как собственник земельного участка, на котором находится аэропорт, две ВПП и рулежная дорожка, либо акционеры увеличат нам уставной капитал. Если эти источники финансирования будут, то соответственно мы будем продолжать работу по модернизации аэропорта.

— Какие новые направления перевозок могут ждать саратовцев в этом году и в следующем? По каким средним тарифам и с какой частотой ориентировочно будут осуществляться эти полеты?

— Авиация сейчас переживает, как вы знаете, не самые лучшие времена. Сейчас практически везде по всем линиям наблюдается сокращение пассажирского спроса, сохраняется неясность с курсом доллара, динамично меняется цена на топливо все эти факторы влияют на себестоимость перевозок. Думаю, что со снижением ставки НДС может ситуация несколько стабилизируется. Тем не менее, мы не стоим на месте, есть планы развития авиакомпании, аэропорта и мы будем стараться, чтобы их реализация была интересна жителям саратовского региона.

В летний период самыми востребованными традиционно становятся курортные направления. По нашему расписанию это: Сочи (средний тариф по направлению 6200 руб), Симферополь (средний тариф 4600 руб), Анапа (средний тариф 5700 руб) , Минеральные Воды (средний тариф 5100 рублей). На всех этих направлениях, кстати, работает тариф «Социальный».

В этом году рейсы на Сочи и Симферополь мы выполняем из Пензы, а из Астрахани три раза в неделю летаем в Сочи. Эти рейсы популярны: например, из Астрахани в Сочи перелет тудаобратно стоит 5500 рублей.

Также мы проводим акции по снижению цен, например, в мае цены на ту же Москву из Саратова по акции были 4700 рублей. Сейчас акция по Екатеринбургу: с 3 по 21 июня цены на авиабилет в одном направлении 4200 рублей.

В марте этого года туристическая компания «Антик Трэвэл» запустила программу полетов в Стамбул. Но, несмотря на лояльные цены, это направление не стало востребованным у саратовцев. И спустя два месяца заказчик рейса принял решение прекратить полеты по этому направлению.

Начиная с июня «Саратовские авиалинии» стали выполнять полеты в болгарский Бургас. И уже первый рейс улетел с полной загрузкой. Традиционно любимы у саратовцев маршруты в Анталью, ШармэльШейх, Хургаду, Салоники (чартерные рейсы, билеты на которые продаются только в пакете с турами прим. ред.). Мы стараемся, пробуем, развиваемся. Что касается перспективных направлений следующего года, то планы развития есть. Пока я их озвучивать не буду. Так как всегда привык отвечать за свои слова. Но, поверьте, мы активно работаем по планам будущего года уже сейчас.Л


Фотографии и иллюстрации © Алексей Науменко, Денис Жабкин, Денис Аникин, Архитектурное бюро Асадова

Нравится3 Поделиться Поделиться Ретвитнуть