SMOG провел два дня на интенсивном мастер-классе «Дичь», который проходил за городом. Преподаватель «Британки» Дмитрий Карпов и московская студия дизайна Charmer поделились экспертными знаниями и рекомендациями, а мы записали для вас все самое интересное.

IMG_4403_

День 1

В пятницу, в жаркий полдень, машины медленно тянутся по направлению к энгельсским базам отдыха. На территории одной из них уже установлен просторный белый шатер, расставлены белые стулья и заряжены фумигаторы. В этой обстановке в течение восьми часов преподаватель Британской Высшей Школы Дизайна Дмитрий Карпов будет презентовать свои «25 упражнений для тех, кому больше всех надо». Упражнения – это интенсивный мастер-класс по развитию креативности, структура которого явно вдохновлена спортивными увлечениями Карпова. К жиму креативных идей аудитория готова: многие уже бывали на осеннем «Багаже» и с нетерпением ожидают «Дичи». Слово «дичь» прозвучит еще десятки раз – каждый захочет пошутить в меру своей изобретательности.

Итак, Дмитрий Карпов. Не искушенный дизайн-персоналиями человек может по ошибке принять его за Джеффа Монсона – борца смешанных единоборств, которого как раз в эти дни ожидали в Саратове. Перед началом занятий Карпов непринужденно беседует с гостями, замечает, что в Саратове самая текстоцентричная аудитория, вскользь упоминает об армейском прошлом, заявляет, что мы живем в пост-пост-колониальное время и что он не сторонник спикеров в хороших костюмах, которые делятся на сцене своими историями успеха. Обо всем понемногу – главный принцип, который с легкостью помогает расположить к себе новых знакомых.

Двадцать пять упражнений Дмитрия Карпова предназначены не только для дизайнеров, но и для специалистов в других сферах, которых творческий подход может спасти от рутины. Дичь в данном контексте – творческая субстанция, которая есть в каждом человеке, это потребность постоянно себе развивать и ощущать “обреченность создавать”. Себя Карпов определяет как таскмастера (не путать с героем комиксов Marvel) – наставника, который дает задачи и проводит их супервизию. В спортивном апломбе Карпов шутливо выкрикивает Who is the champ? The champ is here! (привет рестлеру Джону Сине), и в этой шутке есть только доля шутки. Карпов уверенно стоит на ногах и концептуально сравнивает человека с деревом: ствол – это физическая сущность, корни – это внутренний мир, воспоминания и бэкграунд, солнце – жизненные цели, а плоды на дереве – это проекты. В каждом дереве есть черное пространство зависти и сомнений и над каждым деревом кружат птицы (т. е. люди), которые могут принести как пользу, так и вред.

С упражнениями Карпов гастролирует по регионам, но постоянно кастомизирует список и составляет разные подборки. В Саратове акцент делается на подвижных интерактивных действиях с использованием окружающей среды. Например, предлагается придать антропоморфные черты предметам мебели. «Оживление неживого» в российской культуре применяется повсеместно, поэтому упражнение проходит как по маслу – у холодильников появляются глаза, у стен — уши. В перерывах между упражнениями Дмитрий выпивает обязательный стакан молока — видимо, это дает ему суперэнергию для креативного марафона в условиях нещадного саратовского зноя. Публика с энтузиазмом откликается на незатейливые творческие задачи: девушки бросают свои туфли Vicini на берегу и бегут складывать буквы из речного песка, графические дизайнеры со словами «Ныряем за вдохновением» кидаются в реку, кто-то самозабвенно привирает – это тоже часть одного из заданий.

SMOG отобрал семь наиболее любопытных упражнений из курса Дмитрий Карпова, которые можно опробовать на вечеринке или в офисе, когда вы допьете свой пятый эспрессо:

1. Запустите любое видео, насыщенное контрастными образами. Во время просмотра записывайте или зарисовывайте перевертыши: обратные по смыслу образы. Скажем, если перед вами белоснежный голубь, задокументируйте черного ворона.

2. Рассмотрите традиционное написание графемы Ф. Запишите все буквы, которые можно отыскать в ее очертаниях (как кириллические, так и латинские).

3. Возьмите два выразительных изображения и сперва хвалите первое и ругайте второе, потом наоборот. Будьте убедительны и не будьте голословны. Упражнение неплохо развивает ораторские навыки.

4. Изобразите минимальными линиями и графическими средствами, как пять обнаженных девушек, три обнаженных парня и пять разных животных играют в подвижную командную игру.

5. Изобразите свое любимое блюдо в форме инфографики.

6. Сымитируйте звук дождя подручными средствами и запишите на диктофон.

7. Придумайте несколько способов креативного использования возможностей RuTracker для продвижения какого-либо товара.

Другие задания подобного типа можно посмотреть в подробной презентации упражнений Дмитрия Карпова.

День 2

В субботу веселые старты заканчиваются. На столе появляется сразу четыре макбука. Их обладатели – Сharmer Studio, московская студия веб-дизайна, которая за последние пару лет стала известна благодаря редизайну и запуску крупных медиа. Lenta (еще до тотальной смены состава), Colta, Meduza, Afisha Vozduh, Vedomosti и Arzamas – ключевые клиенты студии за последние пару лет. История Charmer действительно очаровательна – четыре человека, работая на фрилансе, построили свою мини-империю и стали трендсеттерами в сфере медиа-дизайна. За дизайн в студии отвечает Александр Гладких, брендингом занимается Анастасия Сокирко, менеджментом – Кристина Кузнецова, а разработкой – Андрей Старков. Для «Дичи» студия подготовила презентацию наиболее примечательных кейсов из своего портфолио.

chetvero_IMG_4506

Lenta. С предложением заняться редизайном «Ленты» к студии обратилась лично Галина Тимченко. Тогда у Charmer даже не было своего офиса. В 2013 году Lenta жила по законам веб-дизайн олд-скула: табличная верстка, длиннющая навигация, движок из 90-х и PDA (мобильная) версия 2001 года. На момент редизайна жанр лонгрида еще не был полностью освоен, поэтому акцент делался преимущественно на новостях. Charmer разработали дизайн решения, которые визуально разделяли новости, лонгриды и авторские колонки. Также было решено отказаться от миниатюр для новостей, как от устаревшего приема. Большие материалы больше не сопровождались колонкой с дополнительными ссылками справа, а ссылки вписывались в контекст материала. Разумеется, после редизайна Charmer получили десятки разгневанных писем с наихудшими пожеланиями от преданных поклонников «Ленты». Консервативная риторика «верни стену» приобрела максимально агрессивные черты. Вот почему студия рекомендует изданиям брать пример с Guradian, которые в специальном блоге готовят читателя к любым переменам на сайте.

lenta_IMG_4490

Meduza. Отчаянные времена требуют отчаянных мер – примерно в таком контексте зарождалась идея Meduza как медиа, которое как ни блокируй, оно найдет способ добраться до читателя. По задумке создателей «Медуза» должна была стать бомбой, не похожей на другие издания. Хотя ориентиры у издателей были: The New York Times, The Guardian и, как ни странно, BuzzFeed. При этом Meduza хотела выглядеть мрачно, реалистично, солидно и профессионально. Изначально ставка делалась не на сайт – его намеренно хотели сделать минимально удобным, чтобы пользователи установили неубиваемое Роскомнадзором приложение на смартфон. В этом был секрет неуязвимости Meduza. Брендинг и оформление сайта были вдохновлены эстетикой ар-деко и нуара, хотя выбранный черный фон потом пришлось заменять на белый – и наоборот. Сейчас переключать цвет фона можно только в английской версии сайта.

IMG_4510 _

Arzamas. Изящный проект популяризации гуманитарного знания изначально представлял из себя смутную концепцию, поэтому Charmer пришлось взять на себя непростую задачу «нарисовать дизайн, который нельзя нарисовать». Создатели «Арзамаса» хотели сделать онлайн университет для всех, кто любит постигать гуманитарное знание на русском языке, в том числе и для тех россиян, кто эмигрировал в другие страны. Чтобы Arzamas не стал очередным пыльным интеллектуальным ресурсом, спасать его решили дизайном. Курсы стали делать увлекательными, как сериалы, где каждая лекция – это своего рода эпизод. Тексты служили не основой курсов, а дополнительным материалом. Если обратить внимание на текущий дизайн сайта, то можно заметить литературность, выраженную средствами веб-дизайна: например, некоторые элементы верстки имитируют корешки книг.

Подробные презентации от Charmer Studio можно найти в интернете:

О принципах работы студии;

О Meduza;

О Lenta.

SMOG пообщался с Charmer лично – любопытные факты о студии вы сможете прочитать в интервью, которое выйдет в ближайшее время.

Нравится5 Поделиться Поделиться Ретвитнуть