На прошлой неделе в Саратов приехала Алиса Прудникова, директор по региональному развитию Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). На лекции в рамках недели института «Стрелка» Алиса рассказала про влияние культурных проектов в регионах на городское развитие, а также об открытии «Юго-Восточного» филиала ГЦСИ в Саратове. Мы побеседовали с Алисой о тех изменениях, которые принесет открытие центра в Саратове и о том, готовы ли саратовцы к современной культурной повестке.

Алиса Прудникова и Анна Малюченко (Smog) / Фото: Неделя Стрелки в Саратове

Какие у вас впечатления у вас сложились от Саратова и от складов Рейнеке, где будет располагаться филиал ГЦСИ?

Склады Рейнеке, конечно, – это супер-объект, при этом в очень плохом состоянии. Но в то же время склады — это интересная история, с которой можно много что сделать. Я люблю такие сложные объекты. Безусловно, склады Рейнеке требуют серьезного архитектурного переосмысления, функционального разделения на зоны для работы центра, то есть здесь предстоит гигантская работа со множеством профессиональных команд. Сегодня мы прогулялись с саратовским искусствоведом Игорем Сорокиным по маршруту его проекта «Саратовская крепость: рассредоточенный музей истории города». Это большой квартал с символическими точками и арт-объектами. Для меня эта прогулка по Саратову была невероятным открытием и теперь я фанат «вашего» Игоря Сорокина.

Алиса Прудникова / Фото: Неделя Стрелки в Саратове

При работе с каждым филиалом центра современного искусства учитывается культурное наследие города, где он находится. Какое наследие в Саратове, на базе которого можно выстраивать музейную программу современного искусства?

В Саратове – невероятный культурный и архитектурный микс: есть, например, безумный модерн. Я всё пыталась найти признаки конструктивизма в Саратове и он здесь есть — очень специфический и интересный, сильно отличающийся от нашей уральской конструктивисткой школы. Наверное главное архитектурное наследие досталось Саратову от мучных купцов. Я видела эти потрясающие дома – собственно склады Рейнеке и дом купца Шмидта. Склады интересны также тем, что сначала они были продуктовыми, потом стали военными. Это всё, конечно, надо осмыслять.

Как будет организован филиал ГЦСИ в Саратове?

Точно пока сказать нельзя. Любой проект нужно делать с командой, которую нам еще предстоит собрать, сейчас в ней только директор. На данный момент происходит очень важный момент «входа» в город, мы только знакомимся с ним. Интересно понять, какая здесь среда и аудитория, чем вообще интересуются люди. Меня очень порадовали слушатели, которые пришли на мою лекцию в рамках недели «Стрелки». Конечно, нельзя сказать, что аудитория продвинутая, их вопросы во многом были наивны. В Саратове нет дискуссии о современных процессах. При этом мой метод организации ГЦСИ в регионе всегда один и тот же – начинать с диалога, со сбора мнений горожан, с выслушивания желаний людей и созданием повестки, которая рождается из местной инициативы. Я очень верю в проекты, которые идут «снизу» — они взрастают и становятся органичными территории. Вот эту органику города нужно «услышать», поэтому здесь на мой взгляд не должно быть спешки и необходимости разрабатывать срочные планы и стратегии. Есть важная задача услышать внешнее поле, а затем уже предлагать проекты «свыше».

Алиса Прудникова / Фото: Неделя Стрелки в Саратове

Почему для города так важно собственное выставочное пространство для показа современного искусства?

Цель любой музейной институции – создать специализированные условия для показа художественных произведений. В Саратове сейчас нет пространства, где можно делать нормальные выставки. А выставки как раз создают ту самую культурную повестку, которая так необходима городу.  Для горожан это также возможность почувствовать себя в смысловом центре, чтобы не было ощущения, что ты что-то упускаешь. Почему еще классно ходить в музей? Потому что ты попадаешь в определенную атмосферу, встречаешь там творческих интересных людей. Музей же сейчас вообще серьезный конкурент кинотеатру, торговому центру, это место, которое борется за ваше свободное время. И чем больше времени вы в музее проводите, тем лучше мы работаем.

ГЦСИ, Москва / Фото: Пресс-служба ГЦСИ

На данный момент в России существует 8 филиалов ГЦСИ, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Калининграде, Екатеринбурге, Владикавказе, Самаре, Томске и известно, что филиал будет в Саратове. Они привозят выставки современного искусства или привлекают к созданию экспозиции местных художников?

Это происходит по-разному. Местным художникам дают создавать свои работы, также происходит важный обмен – привозят выставки из партнерских институций. Филиал может сделать совместный проект, с музеями, с Гете-институтом, «Альянс Франсез». Главное – чтобы организованная выставка была интересна и органична вашему городу.

Почему в Москве пошла «мода» на региональную культурную повестку, экстенсивное развитие?

В Москве есть потребность знакомится с художниками за пределами Москвы: «Есть культура за пределами Садового кольца». Наша работа с регионами похожа на работу туристического агентства: надо приезжать в разные города России, смотреть на художественную ситуацию, там есть удивительные авторы, продвинутая культурная среда. Естественно каждый из городов индивидуален, это интересно изучать. Сейчас есть важная тенденция интереса к собственной стране, мода на внутренний туризм, поворот на региональную культурную повестку. Это всё стало причиной появления региональной дирекции Государственного центра современного искусства а Москве.

Сейчас в интернете стали популярны тесты на знание разных тематик. Есть тест и на знание течений современного искусства. Как вы оценивается такой формат знакомства зрителя с современным искусством?

Конечно я видела этот тест, получила 10 из 10! (Смеется). Классный формат.

То есть такие интерактивные формы сейчас популярны?

Любые интерактивные форматы сегодня отражают запрос на то, чтобы говорить о произведениях искусства, обсуждать их с кем-то.tochka

Беседовала Анна Малюченко
Нравится1 Поделиться Поделиться Ретвитнуть