Задние сиденья саратовских автобусов уже давно приняли на себя роль доски объявлений, чата и содержат лозунги самого разного содержания. Разница с тем, что по-быстрому пишут и убегают на стенах и заборах города минимальна, разве что в общественном транспорте не появляются граффити.

Вот только стрит-арт не сидит на месте, и площадками для творчества постепенно становятся не только дома и улицы, но и движущиеся объекты. На задних сиденьях автобусов, троллейбусов и трамваев нехорошие слова и царапины все чаще и чаще закрашиваются чьими-то черно-белыми и цветными портретами. О том, кому принадлежат эти лица, откуда они и зачем их рисуют, поговорил SMOG с их автором — Александром Гребневым.

RY7_1vPF_j0

Когда ты начал рисовать впервые?

С детсада, с самого раннего возраста. Какие-то аппликации, поделки, все это вот. Я всегда уделял этому львиную долю своего времени, всегда параллельно занимался каким-то творчеством. Я все время учился сам: смотрел в интернете ролики, смотрел граффити самых разных художников, техники рисования (акварель, пастель). Во взрослом времени я не стал выбирать художественное образование. На мой взгляд, в этом направлении приветсвуется некий «академизм», жесткие рамки и правила, что мне не особо нравится. Сейчас я учусь на экономиста, рисую в свободное время.

Какие тебе вообще нравятся художники? (саратовские или нет)

Из граффити-мира мне нравится Дэвид Уолкер. Он тоже рисует лица людей, делает их объемными, в тенях, при помощи разных маленьких мазков. Лицо получается цветным, но сохраняются пропорции и реализм. Раньше очень нравился ранний Сальвадор Дали. Меня интересовало, откуда он черпает идеи для своих работ, и оригинальность его картин. Также привлекал его подход к творчеству — не просто передача реальности, а добавление частички себя.

А какой художник тебя вдохновил на ту серию портретов, которую ты рисуешь в транспорте сейчас?

Я ни с кого не брал примера и не пытался кого-то копировать. Все делал полностью свое. Идея зародилась еще где-то осенью 2013-го года. Все мы вынуждены ездить в довольно старых списанных автобусах из Германии. Зачастую на задних сиденьях остаются не очень хорошие вещи, а иногда со временем появляется и русский фольклор. Будучи студентом первого курса, я ездил в общественном транспорте довольно долго и много. И если под рукой не было книги, то не увидеть чье-то творчество на заднем сиденье было нельзя. Поначалу и я решил оставлять на сиденьях след в виде своего тэга, а потом появилась идея рисовать там лица. Позитивные, грустные, самые разные. Мне хотелось запечатлеть то, каким было мое настроение на тот момент. Все рисовал экспромтом, чистая импровизация. Очень часто мне говорили, что где-то эти лица похожи на меня самого. Не знаю, вряд ли.

Вначале кажется, что это лица тех, кто сидит там в автобусе.

Возможно и так, несколько раз в автобусе попадались особенно интересные персонажи, и я их изображал.

Когда появился самый первый рисунок?

Примерно в ноябре 2013-го года. Тогда я поначалу просто рисовал глаза, старался все прорисовывать детально. Постепенно уже привык и к условиям, и к тряске в автобусе, немного набил руку. Где-то рисовал в разных стилях, стиле «дрожащей руки» — пытался сделать так, будто работа содрогается, небольшой обман зрения.

И до сих пор рисуешь?

Да, до сих пор. Бывает, что делаю это не так активно, но все равно продолжаю этим заниматься. Работ уже больше четырех сотен.

Ты рисуешь только в автобусах?

Нет, также и в трамваях. Просто, получается рисовать в том транспорте, которым чаще всего пользуюсь, поэтому в автобусах больше.

А на улице?

И на улице я тоже рисую лица, но стараюсь это делать не на слишком оживленных местах. Выбираю более спокойные места, где можно дать свободу творчеству, где это не будет возбраняться со стороны прохожих.

jviaOsz5uJA

Чем обычно рисуешь?

В автобусе — это самые разные маркеры. Первые год-полтора использовал только черный, потом начал вносить какие-то цвета, экспериментировать с картинкой, рисовать не только лица, но и вносить какую-то еще изюминку в рисунки.

Цель моих рисунков — сделать так, чтобы люди в общественном транспорте расслабились и не угнетали себя другими неприятными надписями на спинках сидений. Все, что нас окружает, формирует наше сознание и внутреннее состояние, поэтому, чтобы не омрачать ни свою, ни другие жизни, я решил поначалу рисовать простые картинки. Они не несут большой смысловой нагрузки, пусть сидящий напротив думает о приятном. Специально для этого я использовал яркие цвета — красный, желтый. Хотелось скрасить впечатления от поездки, сделать все вокруг поярче и избавить людей от негативных мыслей.

Почему для этой цели ты выбрал именно лица?

Лица передают эмоции. Возможно, в них человек узнает ту эмоцию, которую испытывает в данный момент. А сев в автобус в другое время, ему станет интересно, какие эмоции он увидит в этот раз, и что еще нарисует автор. Мне хотелось бы, чтобы автобусы ассоциировались с этими рисунками.

Ты продумываешь рисунки? Сколько уходит на работу?

Нет, все спонтанно. На каждое лицо уходило примерно две — пять минут, одну или две остановки.

T6-OIvQxyME

Замечал ли кто-то когда-то, как ты рисуешь?

Бывает и такое. Обычно, если человеку что-то не нравится, и он по умолчанию настроен на конфликт, то я не обращаю на это внимания. Я просто спрашиваю, чем именно люди интересуются и зачем. А вообще люди интересуются, спрашивают и иногда хвалят. За что им большое спасибо.

Некоторые считают, что эти рисунки — вандализм, но я не согласен. Автобусы приходят уже списанными и, по сути, негодными, у нас их просто заново ремонтируют. Я же пытаюсь украсить то, что когда-то уже давно пришло в негодность.

Занимаешься ли ты граффити и стрит-артом?

Да, конечно, я и сейчас рисую и выполняю заказы. Шаржи, портреты, росписи — всем этим я занимаюсь. Бывает, что иногда просят что-то в той же стилистике, что и мои портреты в автобусах.

Как ты воспринимаешь эту серию портретов — как простое хобби или свой цельный проект?

В 2013-м году я воспринимал это как хобби, но потом решил этим заняться всерьез, регулярно и ежедневно. Я решил это сделать своим проектом, в котором в каждом автобусе, троллейбусе, трамвае я бы мог оставить частичку себя, которая была бы приятна и другим людям тоже. Мне даже очень часто пишут, спрашивают о новых рисунках, а иногда даже специально их ищут и сверяют.

Какие у тебя планы на будущее? Планируешь ли работать с кем-то? Делать работы масштабнее?

По мере развития я планирую рисовать больше работ в цвете, стараться делать их более объемными и качественными. Все-таки я работаю в нестандартной и не совсем удобной среде, но этот опыт и развитие в таком проекте очень для меня важны. Я не стремлюсь к тому, чтобы быть узнаваемым, мне просто хочется, чтобы эти портреты были в автобусах и всем все понравилось.

Еще я задумывался над масштабными работами. Но пока что я занимаюсь рисованием по мере поступления предложений от других людей. Кому-то просто интересны мои работы, кому-то хочется выполнить совместную работу, а кто-то зовет заняться оформлением своих помещений.

Помимо того, что ты художник, чем еще ты занимаешься?

Музыкой. Я играю на гитаре и на ударной установке. Иногда с друзьями собираемся вместе и играем любимые песни. Я с самого детства любил творчество Курта Кобейна, мне очень нравится как музыка, так и стилистика его группы в целом.

Есть ли шанс, что когда-нибудь на сиденьях автобусов появится и портрет Кобейна тоже?

Конечно, есть. Его я уже рисовал. Также я рисовал и другого любимого исполнителя Маршалла Мэттэрса (Эминем) в 11-м автобусе, ребят из «Wu-Tang Clan», парочку из «White Stripes». Но в автобусах появляются не только музыканты — где-то можно увидеть и Халка Хогана, и Мстителей, и других супергероев или героев мультфильмов.

ukx_OhI2WbQ
Нравится5 Поделиться Поделиться Ретвитнуть