Говоря о современном искусстве нельзя не знать его истоков. Оно являете логическим продолжением всей истории искусств и плодом культуры своего времени. Не углубляясь слишком далеко в глубь веков, мы постараемся отследить процессы трансформации искусства и поговорить о «-измах» определивших современное состояние художественной практики.

На лекции «Начало перемен» в «Медиатеке»-М48 культуролог Дарья Кумакова рассказала зрителям, что такое импрессионизм и какова его роль в развитии искусства.

Импрессионизм зародился в конце XIX века. Тогда группа французских художников отказалась от большинства традиционных условностей, которым учили в Академии. Своей целью они ставили не объективное отражение действительности, а передачу своих субъективных впечатлений. Их стиль (грубые мазки и эксперименты с цветом) быстро распространился на другие страны.

Само слово «импрессионизм» впервые употребил критик Лиу Леруа в обзоре групповой выставки в парижской мастерской в апреле 1874 года. Он вывел этот термин из названия картины Клода Моне «Впечатление: восходящее солнце. Это название подытожило множество выставляемых на этой выставке холстов, которые казались скорее набросками, чем законченными работами.

Художники  Пол Сезанн, Эдгар Дега, Берта Моризо, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар, Альфред Сислей писали пейзажи на открытом воздухе.

Первые импрессионисты 60-70-ых годов XIX века вдохновлялись японскими гравюрами. Одна из самых известных — «Сто видов Фудзи» Хокусаи. Брызги воды на гребне морской волны превращаются в причудливых живых существ. Это длится всего мгновение, но на этой гравюре это мгновение — бесконечность. Гравюры так сильно привлекали их, потому что передавали процесс, какое-то явление в действии. Гравюра была самой запечатленной жизнью. Впечатление — это то, от чего затем отталкиваются импрессионисты в своих работах. Так же влияние оказало появление фотографии, на которой предметы схваченные объективом, порой вылезали за рамку изображения.

Важнейшее качество картин импрессионистов — активация зрителя. Картины Дега и Матисса требуют усиление зрительского восприятия. Смотрящий на картину становится соучастником, соавтором. Используя чистые, несмешанные пигменты художники позволяют им смешиваться прямо в глазах зрителя. Незавершенность как открытость всей живописной системы, постоянная недоговоренность, протяженность во времени, многоточие в конце фразы. В этом их волнующая притягательность.

Слушатель поинтересовался у Дарьи: «Что автономного в импрессионизме?»

«Цвет в живописи импрессионизма приобретает несвойственную ему ранее автономию, вплоть до отделения от предмета, и является носителем световых зарядов, пронизывающих всё поле изображения».

Импрессионисты избегали сентиментальности, пафосности, какой-либо нарочитой возвышенности образа. Утверждая новое видение мира, они демократизируют представление и прекрасном.

Искусство взяло курс от зарисовки внешних объектов к попытке передать чувства. Импрессионизм предвещал искусство и культуру  другого мира, это была подготовка к переходу на следующий этап — изображение идей.

Как зрителям, так и творцам, тяжело было обозначить рамки понимания их творчества. Так, импрессионисты позаимствовали серийность своих работ у авторов традиционных японских гравюр. Оттуда же взята попытка изобразить один и тот же предмет в разных состояниях. Каждая работа передает настроение автора.

В 80-ых годах произошел кризис импрессионизма. Появилось течение неоимпрессионистов. Спонтанность в их полотнах отходит на второй план, уступая важности цвета и освещения.

Медиатека приглашает всех желающих на видеопоказ в  рамках курса «Антология современного российского искусства от первого лица», посвященный творчеству Александра Дашевского, который пройдет 27 февраля в 19:00.

Нравится0 Поделиться Поделиться Ретвитнуть