Smog разобрался, какой процент чаевых ожидают саратовские официанты и сколько на самом деле готовы платить жители города.

tips

Когда возникло негласное правило оставлять вознаграждение за хорошее обслуживание и кто установил тарифы чаевых, сказать сейчас сложно. Как и кому давать на чай — вопрос ещё более непростой, и отношение к нему в нашей стране до сих пор неоднозначное. В дореволюционной России обслуга существовала только за счет чаевых. В заведениях общепита, например, жалования вообще не существовало, более того, официанты доплачивали хозяину заведения, в зависимости от размера своих доходов. Плакаты советских времен гласили: «Чаевые унижают достоинство советского человека». Контрастные 90-е годы в нашей стране приучили одних невероятно экономить, а других невероятно тратить. В то время образовался особый стиль российских чаевых, который не подчинялся никаким правилам. Люди могли не оставить их совсем, а могли оставить сумму в три раза выше суммы счета.

В наше время нормой стали чаевые в размере 10% от суммы, указанной в чеке. Но лишь 9% из опрошенных жителей Саратова выбрали этот вариант. Подавляющее большинство (51%) оставляет на чай в зависимости от того, понравилось ли им обслуживание. А это, согласитесь, фактор очень субъективный. 22% не оставляют чаевых ни при каких условиях с уверенностью в том, что официант — это такая же работа, как и любая другая, и дополнительного поощрения она не требует. Немалое количество людей оставляет в счетнице мелочь — вроде бы и на чай оставил и в кошельке звенеть не будет, хотя самих работников общепита такой вид благодарности мало радует. Но существуют ещё и те, кто теперь на чаевых стал экономить.

donut

Журнал SMOG поговорил с людьми, которые так или иначе относятся к сфере обслуживания, чтобы узнать, сколько можно заработать на чай в Саратове и кто дает самое щедрое вознаграждение.

лаче

Роман Лаче, коктейльная мастерская Right Bank:

Когда мне было 17 и я работал официантом в одном из туристических ресторанов Москвы, я думал, что чаевые — это приятное дополнение к зарплате, некий бонус, который может покрыть твои расходы на проезд до работы и обратно, к примеру. Через год я понял, что чаевые составляют 70% моих ежемесячных доходов, и они превратились в основной и нефиксированный доход.

В Саратове в то время чаевые оставляли разве что путешествующие люди, которые имели представление о европейской культуре общепита. В то же время в России появилось западное правило: чаевые должны составлять 10% от суммы счета, но это делали только образованные люди.

Могу с уверенностью сказать, что самые большие чаевые (а точнее регулярные) оставляют работники общепита, когда ходят друг к другу в кафе и бары. Наверняка могу сказать, что женщины более скупы на поощрение работников ресторанов и кафе, особенно дамы в возрасте от 30 до 40 лет.

Лично я и многие из моих друзей имеют представление о минимальном поощрении официанта или бармена — это сумма в 100 рублей, даже если твой заказ был на 100 рублей. То есть, заказав чашку кофе за баром, оплатить её я стараюсь двойным прайсом.

Знаю людей, которые привыкли оставлять чаевые барменам, официантам, парковщикам, заправщикам, гардеробщикам, хостес и метрдотелям. Даже если нет возможности оставлять всем направо и налево чаевые, то можно хотя бы оставлять немного, но по всем очевидным отраслям. То есть оставить официанта без чаевых, даже если он не в полной мере справился со своими профессиональными задачами или перепутал вам салат, считаю некорректным, но уважаю мнение тех, кто считает что платит за сервис.

Гости в большинстве своем считают официантов бездельниками, которые приносят и уносят подносы с тарелками, поэтому уровень культуры чаевых пока невысок. Зачастую гости не знают, что официант пристально следит за столом на протяжении всего времени вашего пребывания, следит за качеством подаваемых вам блюд, за тем, что и как стоит на вашем столе, за эргономикой и комфортом, запоминает ваши постоянный предпочтения и так далее. Это я говорю про повседневный обед, не смотря уже на банкеты и мероприятия другого толка. Беря во внимание то, что сам я бармен, хочу сказать, что не оставить без чаевых бармена более простительно, чем официанта.

фил

Митя Филатов, шоп-паб «Декабрист»:

Умение находить подход к гостю — это самое главное, я считаю. Я работал официантом в ресторане Zlata Praha в Энгельсе, там у нас была своя «школа официантов», где нас учили всем нюансам: как правильно встречать гостей, как разговаривать с ними. Официант там — лицо заведения, поэтому мы должны были знать меню наизусть, уметь объяснить вкус, цвет и технологию приготовления блюд. Именно от этого зависели наши чаевые: чем больше знаешь и отвечаешь на вопросы гостя, тем больше ты ему нравишься. В ресторане чаевые были разными — от десяти рублей до полутора тысяч.

После «Праги» друг позвал меня работать в РК «Бульвар» в бар-караоке. Контингент был очень разный, от 18 и до 65 лет. Оставляли все почти, пусть копеечку, но приятно. Не было такого, чтобы я уходил домой без заработанных 300 рублей чаевыми. И это мне понравилось, я понял как определять по людям, по их мимике и диалогам, что им нужно. Главное в любых ситуациях уметь поддержать разговор.

Чаевые также я получал, когда работал в баре, а работа бармена — это постоянно слушать и проявлять смекалку. Где-то нужно промолчать, где-то наоборот. В баре чаевых меньше, ибо не все, кто приходит в заведение, идут напрямую к барной стойке.

Проработав год в «Бульваре», я решил, что нужно найти работу поближе к дому и устроился в «Декабрист», который не так давно открылся в Энгельсе. Люди здесь разные, поэтому и чаевые разные — кто-то может оставить в баре тысяч пять и не оставит чаевых, или, наоборот, одарит лишней тысячей на чай. В некоторых даже стоят своеобразные копилки с надписями «Спасибо бармену» или «Бармену на такси». Как правило, туда только мелочь скидывают и все по-разному: кто-то высчитывает определенное количество, а кто-то бросает не глядя и бумажные купюры тоже — от 50 до 1000 рублей (мои самые большие чаевые в пабе).

Главное, проникнуться работой, любить то, что ты делаешь, и нравиться людям, тогда чаевые твои. Люди не жадные, может оставить тот, у кого с деньгами худо, и не оставить тот, у кого их некуда девать. Просто некоторые не приучены оставлять, но это поправимо.

Запомнилось: Однажды в «Бульваре» у меня был гость за баром, который пил водку. После каждой опрокинутой стопки он оставлял на стойке 100 рублей, после чего оплатил счет и ушёл. Выпито было много.

патрик

Патрик Матинян, работал в «Кофе и шоколаде»:

На работе официант может удачно завести знакомства с разными людьми. Я проработал в «Кофе и шоколаде» почти три года — там гости относились к чаевым как к небольшой награде официанту за позитивные эмоции. Чтобы расположить к себе человека, нужно уметь находить общий язык, улыбаться, слушать с интересом. Впоследствии эти гости могут стать постоянными, а там уже другой уровень общения, более близкий. На самом деле мало кто придерживается этих 10%, иногда меньше дают, иногда больше. Лично мне оставляли чаевые в основном дамы, как говорят, за красивые глаза. Самая большая сумма, которую я получил, это 4500 рублей. Но, мне кажется, тот человек просто забыл забрать сдачу.

Запомнилось: Моими первыми чаевыми были 2 доллара, которые оставила одна девочка. Я их четыре года храню в кошельке вроде как на удачу, это лично моя примета — первый чай не тратить!

тюльпаков

Михаил Тюльпаков, Volga Coffee Roasters:

Большинство людей прекрасно знакомо с культурой чаевых в нашей стране, а некоторые — и в других странах мира. Часть людей убеждена, что официант или бармен получает процент от общей кассы и поэтому вовсе не нуждается в дополнительном поощрении. Некоторые считают, что в счет включен так называемый «процент за обслуживание», а это еще больше подрывает стремление гостя оставить на чай.

Однако немалая часть гостей убеждена, что не оставить чаевые в размере 5-15% от счета — дурной тон. К таковым относятся в первую очередь иностранцы. Свободно владея английским, я всегда обслуживал гостей из-за рубежа и всегда вел с ними оживленные беседы. Больше всего оставляют чаевых жители США именно с восточного побережья. Мне рассказывали, что именно там оставить поощрение официанту важнее, чем заплатить за еду. Существует огромное количество факторов: отношение гостя к самой культуре чаевых, профессионализм официанта, бармена или бариста, качество кухни и так далее. Уровень места не имеет значения. Если гость привык оставлять на чай за достойное обслуживание, он оставит и в высококлассном ресторане, и в небольшом придорожном кафе с милой приветливой официанткой. Практика показывает, что практически всегда оставляют чаевые бывшие или еще работающие официанты, бариста и бармены. Рыбак рыбака, сами понимаете. Почти всегда самые лучшие в плане поведения и щедрые на чаевые гости — сами сотрудники заведений общественного питания.

дериш

Анна Дериш, работала в ресторане русской кухни:

Я часто слышу от людей, что они не обязаны оставлять чаевые кому-то. Будь то таксист или официант, люди считают, что им же зарплату платят, с чего это они должны их «премировать». На самом деле, зарплата работников общепита складывается как раз с учетом того, что у них есть чаевые. Я считаю, что у нас в городе нет осознания того, что чаевые должны быть. Пару раз я обслуживала иностранцев, и они оставляли именно 10% от счета. Но знаю не понаслышке, что в одном из заведений города чаевые составляют около 20-25 тысяч ежемесячно, а зарплата 20 тысяч. Да, в среднем заведении города, вполне легко зарабатывать от 30 тысяч в месяц, но для этого нужно быть открытой к людям и они будут приходить именно к тебе.

Многое дают постоянные, «личные» гости, которые появляются с годами,. Они идут не в заведение, а к тебе, многие с переходом официанта в другое заведение уходят за ним. С чаевыми бывает много неприятных историй, когда люди выгребают всю сдачу и оставляют десятикопеечные монеты. Или еще, когда официант забирает счетницу, и гость говорит ему «спасибо» — считается, что сдачи не нужно, но некоторые гости не придают этому значения и ждут сдачу. Просто у нас народ не варится в этой каше и не особо интересуется. Как правило, девушки чаще оставляют парням, а мужчины девушкам.

Запомнилось: На моей памяти была девочка, которая как ни старалась, не умела зарабатывать чаевые. Ее максимум был 200-300 рублей за смену против моих 800-1000. Мой личный рекорд 11 тысяч рублей, без банкета. Но это был мой постоянный гость, который ходил только ко мне.

girl1

Виктория, работала официанткой в Москве:

В ресторане Starlite (Москва) работа была по разным графикам. Так как ресторан был круглосуточным, часто работать приходилось в ночную смену. Основной заработок официанта — это чаевые. Минимум 10%, но зачастую бывало и больше. Менеджеры подробно объясняли нам, как обращаться с гостем. Первое — это улыбка, затем уже меню наизусть, обязательное знание английского, вежливость, принести заказ как можно быстрее. Но особенных действий «чтобы дали» нет, по крайней мере, у нас так было.

Чаевые оставляли практически всегда, этим столица и отличается, пожалуй, от провинциальных городов. Я всегда уходила домой не меньше чем с 1500 рублей в кармане, а если попадала в хорошую смену, то получала значительно больше. А работала я официантом в 2007 году. До этого я не обращала внимания на работу официантов, но теперь совесть не позволяет уйти, не оставив чаевых.

Запомнилось: Знаменитые личности всегда оставляли на чай: Петкун, Олег Меньшиков, Филипп Янковский. А вот постоянные клиенты не всегда. Например, один американец приходил каждое утро завтракать, заказывал всегда одно и то же, но никогда чаевых не оставлял.s

Нравится2 Поделиться Поделиться Ретвитнуть