Для одних людей поменять спущенное автомобильное колесо – проблема на весь день, а кто-то может с закрытыми глазами разобрать и собрать обратно машину советского производства. Smog побеседовал с одним из таких мастеров, Ильёй Моревым, о том, как перевоплотиться из культуролога в автомеханики, какой должна быть хорошая реставрация, и что нужно сделать для того, чтобы осуществить детскую мечту – восстановить «Запорожец».

Из учителя культурологии в автомеханики

Когда у меня появилась первая машина, она, естественно, начала периодически ломаться. Я приезжал на станцию, и с меня сдирали кучу денег, поскольку видели, что парень зелёный и ничего не понимает. Интуитивно я это чувствовал, но логически никак не мог себя защитить, поскольку не разбирался в машинах. Однажды пришлось обратиться к дяде из-за того, что с тормозами у машины было что-то не так. Я попросил посоветовать хорошую станцию, а он показал, как можно сделать это самому. Впредь за ремонтом машины я обращался к нему. Но поначалу то, что он смог сделать за сорок минут, я делал несколько часов. Так рука понемногу набивалась. Было большое желание во всём этом разобраться. Шёл 2005-й год, и много информации я находил в Интернете, хотя тогда, конечно, не было такого количества форумов, как сейчас. Вникал методом «тыка», разбирался путём проб и ошибок, иногда даже покупал не те запчасти. Я нигде специально не учился работать с автомобилями. По образованию я вообще учитель культурологии и музыки.

JP1A7352_2

Потом случайно вышло так, что я устроился работать водителем автобуса. Работа была, мягко говоря, не сахар: подъём в четыре утра, в два часа ночи отбой, ремонт автобуса своими силами. Если автобус ломался посреди дороги, то и ремонтировать его приходилось посреди дороги в спартанских условиях. Никаких графиков, никаких смен. В этой работе мне нравилась только зарплата, больше ничего: ни контингент, ни график, ни сама работа. Однажды в гололёд меня просто потащило на людей, которые стояли на остановке. Всё обошлось, я никого не задел, но седых волос на голове прибавилось. После случая на остановке я понял, что хватит работать на этом автобусе. А мой друг уже несколько лет звал меня починить его старый автомобиль «Чайку», чтобы потом работать на ней водителем на свадьбах. И тут-то и настал момент, когда я согласился. Машина на тот момент два года простояла в гараже, и, конечно, это сказалось на её состоянии. Но за пару лет работы на автобусе опыта ремонта техники у меня прибавилось, и я взялся за новое дело.

«Чайки» для министров

«Чайку» 1985-го года, которая принадлежала моему другу, я поставил на ход всего за четыре месяца. Руководством по эксплуатации для неё была маленькая книжка с небольшим описанием технической части, где не было никаких схем, ни описания регулировок различных узлов, только самая простая информация: как включается поворотник, где газ, где тормоз, как включается свет.

4328

Починить автомобиль на станции не вариант: не на каждой СТО возьмутся за ретро-автомобиль. Зачем им мучиться? За это время можно отремонтировать три-четыре иномарки, а денег получить в два раза больше, чем за какую-то нештатную и трудоемкую работу.

Конечно, сначала вообще было непонятно, как эта система работает, приходилось действовать опять-таки методом проб и ошибок. На этой «Чайке» моего друга я стал впоследствии обслуживать свадьбы, чем и занимаюсь до сих пор, но уже на других автомобилях. Также я помогал в реставрации ГАЗ-21 «Волга», настраивал моторы для многих других машин.

Потом у меня получилось приобрести свою «Чайку», и она стала первой машиной, которую я отреставрировал от и до. «Чайки» выпускались в советское время для министров. После распада СССР у кого-то одна осталась, её перепродали, и она оказалась в фирме у одного человека. На этой «Чайке» стали встречать гостей, как на чём-то необычном. Потом её «убили» и решили продать. Так она и оказалась у меня. Реставрировать её было уже легче, поскольку автомобиль, по сути, был уже знаком, и работа шла быстрее.

Свою «Чайку» я впоследствии продал, так как понадобились деньги. По тем временам довольно дёшево. Но, нужно понимать, что это, во-первых, всё равно немалые деньги, а во-вторых, эта не та машина, когда человек думает, что мне лучше купить: «Мерседес» или «Чайку», «Land Cruiser» или «Чайку».

JP1A7546-2

Такую машину не берут для передвижения своего тела в пространстве, её покупают для коллекции, для души. И не каждый человек может позволить себе потратить миллиона-два на какую-то игрушку. Её смотрели многие покупатели, даже русские из Штатов интересовались, а купил коллекционер из Перми. Думаю, она ушла в хорошие руки, потому что не было такого кощунства, что её своим ходом куда-то погнали. Её погрузили на эвакуатор и потихонечку отвезли в Пермь. Поэтому «Чаек» у меня сейчас нет, но, честно скажу: скучаю, и обязательно как-нибудь куплю и заново сделаю. Тем более что машина уже знакома и известна. Вопрос только во времени и финансах.

Мечта детства из трёх «Запорожцев»

Отреставрировать «Запорожец» – моя детская мечта. «Запорожец» никто не воспринимает всерьёз, все хотят восстановить машину побольше. Многие восстанавливают легенду советского автопрома – «Волгу ГАЗ-21». Но, на мой взгляд, «Волги» уже как-то примелькались. Если сравнивать реставрацию «Волги» или «Запорожца», по деньгам и трудозатратам это примерно одинаково, а в чём-то восстановить «Запорожец» даже сложнее. «Запорожец» – это техническое чудо, которое ездить не должно, но оно ездит. В нём даже сделано всё настолько просто и примитивно, что, кажется, нечему ломаться.

IMG_9774

С технической точки зрения, машину можно восстановить за полгода. Но для меня реставрация – это творческий процесс. Если у меня есть время, но нет желания – хорошо я не сделаю. А если руки чешутся – надо браться. Первый «Запорожец» я купил ещё в 2011-м году, и в час по чайной ложке реставрация понемногу продвигается. Ещё сложность в том, что это удовольствие не из дешёвых, поэтому качественная реставрация и встречается нечасто. Только за ткань для салона «Запорожца» несколько лет назад мне пришлось отдать 12 тысяч рублей.

IMG_9771

В плане покупки самого «Запорожца» цены тоже разнились. Кто-то хотел за автомобиль 30, 40, 50 тысяч, когда само авто было без документов и в неважном состоянии. И тут вдруг я нахожу «Запорожец» за небольшую сумму с документами, но в Балашове. Спрашиваю:  «На ходу? На ходу. Ваш? Мой. Ценник актуальный? Актуальный. До Саратова доедет?» Отвечают: «Да ты что! Ну, так-то он, конечно, ездит». Говорю: «Ну, значит, доедет».

До Саратова я доехал на нём часа за четыре. Самое ценное у этого «Запорожца» – документы. Кузов у него в ужасном состоянии, днища нет – оно вырезано, и лист металла к нему сверху на болтиках прикручен. Когда я продал свою машину, но ещё не купил другую, месяц ездил по Саратову на этой развалюшке: с одной негорящей фарой, с одним тормозящим колесом. Второй «Запорожец» купил чисто случайно: разговорился с товарищем, оказалось, что у него есть машина без документов, но в хорошем состоянии. Но, когда уже начал сам процесс реставрации, у второго «Запорожца» выявилось много проблем с кузовом, и я решил приобрести ещё один автомобиль-донор. В итоге, нашёл уже третий «Запорожец» с хорошим кузовом. Многие на него смотрят и говорят: да это же гнильё! Нет, ребята, это не гнильё, это считается хорошим, крепким кузовом, машина всё-таки 1968-го года.

Я долго искал оригинальную ткань для салона. Нашёл в Питере, на одном из форумов. Поинтересовался, откуда у них оригинальная ткань полувековой давности. Оказалось, что оригинальную ткань разделили по нитям, потом эту текстуру воспроизвели в программе на компьютере, а затем на ткацком станке из новых нитей сделали практически идентичную ткань.

Изначально я делаю эту машину для себя. А там уже, как получится. Если и буду её продавать, то явно недёшево. Продав автомобиль за среднюю рыночную стоимость, я просто приду к себестоимости. Конечно, я видел «Запорожцы» и за 200 тысяч рублей, но понятно, какая там реставрация. Так что даже если вдруг я захочу его продать, нужно сделать на совесть, чтобы перед покупателем было не стыдно, и чтобы ему не было жалко потраченных денег.

О хорошей реставрации автомобилей

Да, в Саратове появляется всё больше людей, которые, так или иначе, увлекаются ретро-автомобилями. Если мы посмотрим на ретро-парад на площади издалека – всё сверкает, блестит, такое старенькое ретро, симпатичное. Но если подойти ближе и поглядеть пристальнее, то можно понять, что не все автомобили действительно качественно отреставрированы. Я, всё же, приверженец того, что если мы восстанавливаем автомобиль, то в оригинальном состоянии. Просто, какой тогда смысл в реставрации? Самый кайф от реставрации автомобиля в том, что когда это ретро, оно в отличном состоянии, и там стоит всё то, что стояло с завода. Есть «Чайки» с мотором «Тойоты» — ну, зачем он там нужен? Бывает, что в «Победу» ставят мотор от «Мерседеса», якобы чтобы лучше ехало. Я не вижу в этом смысла. Хочешь комфорта и драйва – купи себе хорошую иномарку! А здесь шарм в другом. У стареньких двигателей свой, особенный звук, свой запах двигателя.

IMG_0229

Все машины и детали к ним ищутся на просторах Интернета. Если мы говорим о ретро-автомобилях из США, то нужно смотреть на американских сайтах. С доставкой из Америки проблем нет. Есть контейнерная перевозка, которая идёт два-три месяца, но стоит дешевле, либо авиаперевозка, с ней товары до России доходят за неделю, но естественно, в разы дороже. С деталями для большинства американских машин, как правило, сложностей не возникает, обычно они есть в наличии.

Желательно находить для автомобилей оригинальные запчасти. Бывает, что невозможно отыскать, тогда покупается новодел (запчасть, заново изготовленная по заводским чертежам специализированной фирмой), либо деталь делается на заказ самостоятельно. Если автомобиль будет стоять в музее или в частной коллекции, то можно поставить на него и оригинальную резину, залить оригинальную тормозную жидкость того времени. Если же он предназначается для езды по улицам города, то аутентичностью ради безопасности лучше пренебречь – ставим современную резину и заливаем современную тормозную жидкость.

IMG_9767

Бывает, что двигатели в ретро-автомобилях стоят оригинальные, а качество покраски хромает. К примеру, хорошая покраска маленького «Запорожца» обойдётся в пару сотен тысяч рублей. Мне говорили: «Ты что, это же очень дорого! Давай мы тебе быстренько покрасим за тридцать тысяч, и никаких проблем». Но я понимаю, что покраска будет, мягко говоря, не очень качественной, поэтому лучше заплатить больше денег и получить хорошую работу. Тем более что не каждый мастер возьмётся красить ретро, намного проще покрасить иномарку.

Но перед тем как покрасить кузов, его надо зачистить до металла, либо «отпескоструить» – это когда специальный очищенный песок подаётся на кузов под давлением и под его воздействием кузов очищается от краски и ржавчины. Оставишь ржавчину под краской, через год краска вспучится. Если где-то есть ржавчина, то она вырезается, а на её место приваривается заплатка. Бывает, что металлическая заплатка в кузове приваривается внахлёст — этого ведь тоже не видно. Качественный вариант – ржавый металл вырезается до живого металла, далее изготавливается вставка, идентичная по размеру, вваривается стык в стык и проваривается не сплошным швом, а точечно, симметрично с разных сторон, чтобы понемногу из точек получался литой шов. Это делается для того, чтобы металл при сварке не перегревался, и кузов не ослаблялся.

Конечно, намного дешевле сшить салон из дерматина или кожи, чем искать оригинальную ткань, или ткань, хотя бы немного приближенную к аутентичной.

Кроме того, на многих ретро-автомобилях присутствуют хромированные детали. Кто-то ставит на уже восстановленные машины неотреставрированные детали. Выглядит это, конечно, некрасиво. Но нужно понимать, что реставрация хромированных деталей – дорогостоящий и трудоемкий процесс, которой отнимает много времени, сил и денег. По этой причине часть реставраторов пытается на этом сэкономить.

IMG_9769

Также есть люди, которые не заморачиваются с внешним видом подвески. Ну, кто её там видит? Но если мы делаем подвеску как таковую, мы делаем её и с технической части, и обязательно красим. Если уж взялся реставрировать – будь любезен, сделай всё хорошо, и подвеску в том числе. И я очень рад, что в моём окружении есть реставраторы, такие же дотошные люди, как я. Они относятся к восстановлению автомобиля должным образом, не жалея на это ни денег, ни времени, ни сил. На мой взгляд, отреставрированная на совесть машина – это вклад в историю, сохранение её частички, а также возможность оставить что-то после себя следующему поколению.tochka

Нравится8 Поделиться Поделиться Ретвитнуть