Недавно в Саратове побывали участники благотворительного проекта CycleForWater Симон Валдэнер и Тео Рофритш. Журнал Smog встретился с ними в саратовской кофейне и поговорил о традициях сельских дискотек, ужасах российских больниц и очаровании саратовских трамваев.

cycle

Саратов, как и другие города России, часто мимоходом посещают участники зарубежных благотворительных организаций. Иногда они остаются незамеченными и проносятся по трассам, не оставив метки на карте, а иногда заезжают в город и находят время пообщаться с его жителями. Летом многие СМИ писали о Лоре Кеннингтон, которая в одиночку планировала сплавиться на каяке по Волге до Каспийского моря и собрать средства для благотворительной организации Hope and Homes for Children. До Саратова она так и не доехала – как раз из-за чрезмерного внимания прессы и жителей. Участников проекта CycleForWater Симона Валдэнера и Тео Рофритша внимание не смущает – они уверенно крутят педали своих бамбуковых велосипедов и движутся по направлению к Новой Зеландии. Их главная цель – обеспечить питьевой водой как минимум 1400 человек. Даже если для этого придется ехать на велосипедах по опасным российским трассам.

симон

Расскажите немного о себе – чем вообще занимаетесь, откуда вы.

theo

Тео
Рофритш

Тео: Мы из Франции. Я из Тулузы, города на юге Франции. До нашего велосипедного заезда я успел окончить университет, где изучал ответственность бизнеса перед обществом и развитие в долгосрочной перспективе (Corporate Social Responsibility and Sustainability). Учился в Англии. В прошлом году получил магистерскую степень.

simon

Симон
Вальденер

Симон: Я из Авиньона, это юго-восток Франции. До поездки я работал на дому, сотрудничал с предприятиями, которые хотели выпускать экологичную продукцию

Как вы познакомились?

Мы познакомились в Вильнюсе, где оба учились по программе студенческого обмена Erasmus Mundus.

Как продвигается ваш проект CycleForWater?

Наша задача – добраться на велосипедах из Франции в Новую Зеландию, привлекая внимание к проблеме наличия питьевой воды. Потому что 1,1 миллиарда человек в мире не имеет доступа к питьевой воде и не располагает водопроводом и канализацией. Вода – это несомненное право человека. Наше путешествие на велосипедах – это еще и поиск финансирования для трех проектов, связанных с питьевой водой, в Азии.

Когда вы начали путешествие?

Мы выехали из Тулузы 27 июля. Если все пойдет хорошо, то мы закончим путешествие в августе 2016.

Сколько стран уже посетили?

Кажется, семь. Италия, Словения, Австрия, Словакия, Польша, Беларусь и Россия. Сложно вспомнить точное число, потому что значение нашего проекта заключается не в количестве стран, а в людях, которых мы встречаем на нашем пути, и в проблемах, с которыми сталкиваемся. И мы хотим «проживать» эти проблемы вместе с людьми. Что касается маршрута, то сейчас мы  отправимся в Уральск, а уже оттуда на юг.

Какое место на вашем пути оказалось самым странным?

Симон: Тим.

Тео: Да, Тим – это крошечный городок, расположенный между Курском и Воронежем. Мы ехали тогда без остановки километров 80-90, ужасно хотели спать и просто умирали с голоду. Нам попался бар, который оказался каким-то ночным клубом. Мы такого вообще не ожидали, тем более в таком маленьком городишке. Причем народу в клубе было много. Пришлось даже выпить водки, чтобы оказать дань традициям и влиться в компанию.

Проект CycleForWater обращается к базовым нуждам человечества – воде и водной инфраструктуре. В 2010 году основатели проекта Мишель Руденберг и Джуст Нотенбум проехали 30 тысяч километров от Арктики до Антарктики на велосипедам с бамбуковыми корпусами. Их путешествие символизировало круговорт (cycle) воды в природе, а также обыгрывал экологичность езды на велосипедах (cycling) из бамбука. Их спонсировала «КПМГ» – международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги. У Тео и Симона в этом году тот же спонсор и те же задачи: привлечь внимание к проблеме доступности питьевой воды и помочь финансированию водной инфраструктуры стран третьего мира. Для этого они планируют пересечь 25 тысяч километров и 20 стран на велосипедах.

А как вам Саратов? Ощущаете здесь особую атмосферу?

Тео: По мне, так пока рано говорить о впечатлениях от Саратова – мы только в 5 утра приехали. Пока что все хорошо. Сидим вот сейчас с вами во французской кофейне – довольно неожиданно.

Симон: Да, мы приехали в 5 утра, не знали, где остановиться. И за каких-то полтора часа нашли хостел благодаря соцсетям. Вообще мы сталкиваемся с этим по всему миру, велосипедисты – такая мощная сеть граждан, которые могут тебе помочь в любое время. Многие даже чинили наши велосипеды бесплатно. Кстати, еще у вас тут классные трамвайчики, берегите их.

Как сообщается на странице CycleForWater в Фейсбуке, у каждого из вас снаряжение весит по 60 кг. Что в него входит?

Тео: Большую часть веса составляют палатки, потом спальные мешки, специальная помпа для воды и, конечно, сама вода. Также одежда, потому что в путешествии мы застаем несколько времен года, еще запасные детали для велосипедов.

Симон: Кстати, забыли сказать одну вещь, которая должна поразить жителей России. Тео был в Антарктике! Так что у него всегда найдется совет на любой случай жизни. Можете не беспокоиться, в нашей команде есть бывалый парень.

Вы слушаете музыку, пока едете на велосипедах?

Тео: Да, я иногда слушаю что-нибудь.

Симон: Мы слушаем много подкастов. Обычно мы слушаем друг друга, но иногда приятно послушать и другие голоса, особенно на французском.

Велосипедное движение по трассе в России считается опасным. Какой момент был самым рискованным?

Каждая секунда в России. Просто можно умереть в любой момент.

12066068_10153349475102762_8047822748921625484_n
ббб
байк
12193421_10153822139108629_6759615695995614427_n
11891046_10207243714480006_7600177553954067308_n

Вы побывали в нескольких российских больницах и, судя по всему, были разочарованы. Почему?

Тео: За 3-4 дня мы посетили 4 больницы. Мне надо было проверить мое травмированное колено. В одну из больниц я пришел уже в третий раз и спросил: «Могу я уже, в конце концов, увидеть врача?» Медсестра отвела меня в кабинет, ко мне вышел хирург, весь в крови – наверное, как раз операцию делал – и спросил: «Чем я могу вам помочь?» Я такой типа: «Что происходит вообще?» В итоге пришлось идти в частную клинику, где терапевт сказал мне, что колено нужно будет хорошенько пролечить. Мораль такова: никогда не болейте в России.

Вы снимаете какие-нибудь видео? Может, планируете сделать приключенческую документалку?

Тео: Мы опубликуем видео о первых месяцах нашего путешествия в интернете, просто пока нет времени на это.

Симон: Но видео со всеми асанами из йоги, которые делает по утрам Тео, будет непременно! Шучу, конечно.

Что бы вы посоветовали российским велосипедистам?

Симон: Постарайтесь избегать трасс и шоссе, ищите объездные пути. Также лучше иметь под рукой русские карты, а не карты Google, которые не всегда точны. Например, Yandex карты для России подходят лучше. Обязательно нужно иметь много фонарей, потому что даже по городу ездить очень опасно. Как мы поняли, велосипедам на дороге приоритет не отдают. На первом месте трамваи, потом автомобили, а потом велосипеды.

Другой совет для всех – будьте активными, изучайте проблемы, которые есть в России. Несмотря на то, что в вашей стране сосредоточены богатые водные ресурсы, одни из самых богатых в мире, статистика говорит, что 11 миллионов жителей не имеют доступа к питьевой воде, водопроводу и канализации. Есть много путей решения этой проблемы. Мы также обратили внимание, что в России часто приватизируются источники воды.

Считается, что в будущем вода будет самым дорогим ресурсом.

Симон: В следующем столетии вода вполне может стать источником конфликтов. Сейчас в Европе мы сталкиваемся с проблемой иммиграции. Многие люди пересекают границы, но что будет, если они будут это делать в поисках воды? Если на их родине источники воды иссякнут, что тогда будет?

Тео: Так что крутите педали во имя воды (CycleForWater)!

тео
симон

Тео и Симон во французской кофейне в Саратове

Беседовал Алексей Пыжов.

Вопросы и перевод — Юлия Красильникова.

Фотографии со страниц CycleForWater, NashBryansk.Ru

Следить за проектом можно в официальном Instagram или на странице в Фейсбуке.

Нравится4 Поделиться Поделиться Ретвитнуть