Наверняка, вы когда-нибудь слышали об «эффекте Бильбао». Что это за явление, кто его осуществил и почему он так прославил испанскую провинцию для многих остается загадкой. Этот эффект стал феноменом современного градостроительства и примером того, как инвестиции в искусство могут превзойти все ожидания. Проект в один миг вывел город из тени и поставил его на все туристические карты мира, став новой  культурной эмблемой  страны басков.

В 70-х годах прошлого века Бильбао переживал глубокий кризис: стремительно закрывались заводы, фабрики. Серьезный ущерб городу нанесло и сильнейшее наводнение 1983 года. На тот момент Бильбао был ничем не примечательным шахтерским городком, в котором не было ровным счетом ничего интересного. Но Бильбао 2017 года – процветающий финансовый и туристический центр Испании. Подобная трансформация города получила название «эффект Бильбао».

Главную роль в процессе становления одного из самых известных градостроительных феноменов сыграла история филиала музея Гуггенхайма. Здание появилось на берегу реки Нервион в 1997 году. Все началось с принятия программы глобального преобразования города в 1990 году. Власти города предложили музею полное финансирование и обустройства за счет Министерства культуры. Автором здания Музея Гуггенхайма стал Фрэнк Гери. Когда он решил принять участие в международном конкурсе, заказчики привели ему в качестве примера Сиднейскую оперу. Они хотели возвести здание, способное сделать для города страны басков то же, что Сиднейская опера сделала для Австралии. Архитектор успешно справился с поставленной задачей. Со дня открытия музей принес Бильбао миллионы долларов в результате роста экономической активности и привлек в город более 5 миллионов посетителей.

Символика музея в Бильбао так же загадочна, как и всемирно известная австралийская опера . Биоморфная структура сталкивающихся форм выполнена из титановых спиралей. Гротескный абстрактный объем застыл на берегу реки, переливаясь то золотом, то серебром. Красота непривычных форм будто приближает рукотворный объект к творению живой природы. Здание музея напоминает то ли межгалактический корабль, то ли морское чудовище, покрытое чешуей. Местные жители называют здание «серебряным артишоком». Но, каким бы ни был смысл формы, проект Гери оказал большое влияние на современную архитектуру. Он стал одним из градообразующих предприятий.

Строительство здания обошлось  городскому бюджету в 120 млн долларов. Результат превзошел все ожидания. Про Бильбао узнал весь мир, провинция превратилась в центр притяжения. Теперь поток туристов в год достигает рубежа  в 1,5 млн человек и приносит туристической индустрии Бильбао годовой доход около 250 миллионов долларов. В общей сложности, за три года город посетило более 4 млн туристов, а в городской бюджет поступило свыше $455 млн. В превращении  дряхлеющего промышленного города-порта  в один из самых популярных туристических центров важную роль сыграли и другие строительные проекты. Воодушевленные жители пригласили других архитектурных звезд с мировыми именами для преобразования городской среды и инфраструктуры, пятеро из которых – лауреаты Притцкеровской премии (самая престижная премия в мире архитектуры). Была усовершенствована система метрополитена, появился новый аэропорт, экотрамвай, бесшумно скользящий по живому зеленому газону и торговый комплекс. Но главная заслуга, безусловно, принадлежит Музею Гуггенхайма.

Самодостаточные здания, как правило, плохо вписываются в окружающую среду, а город со множеством таких «иконических» объектов подвержен риску  превратиться в архитектурный эквивалент парка развлечений. Громкий успех Музея Гуггенхайма в Бильбао связан с тем, что напоминает сверкающий бриллиант в сдержанной оправе из солидных зданий XIX века. Задача, которая сегодня стоит перед всеми городами мира, — не умножать число «икон», а создавать для них достойную огранку. Возможно, этому поспособствует нынешний экономический спад. Деньги на масштабные проекты уже иссякли. Современная экономическая ситуация расположена к гораздо менее амбициозным и более скромным инициативам- ремонту, реставрации и переоборудованию существующих зданий , вместо их сноса для строительства чего-то нового.

Проект с музеем  признан экспертами как один из самых удачных случаев воздействия строительства контрастного архитектурного объекта на экономику и имидж города. Всего одно произведение архитектуры стало более эффективным катализатором перемен, чем множество планировщиков. Но несмотря на несомненную популярность объекта, неизвестно, как со временем будет восприниматься его архитектурный стиль с точки зрения функциональности и эстетики.

Нравится1 Поделиться Поделиться Ретвитнуть