На встрече Клуба экспертов образования обсуждали, почему выпускникам вузов сложно устроиться на работу по специальности, что даёт университет – среду общения или возможности, есть ли альтернатива традиционному образованию. SMOG публикует тезисы дискуссии «Кому нужен диплом в XXI в.?».

tumblr_nvydqn2uko1qdkv8qo1_1280

Об устройстве университета и системы образования

circle-3

Профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша

«Университет полезен как среда общения, место, где чему-то можно научиться. У него остаются важные плюсы: систематизация знаний, общая подготовка, формирование словаря. Но университет не может втянуть в себя всё – тогда он должен стать экономикой».

circle-4

Заместитель директора по научно-технологическому форсайту мегафакультета компьютерных технологий и управления Университета ИТМО Сергей Колюбин

«Университет – это уникальная площадка, которая может объединять научные и предпринимательские компетенции, центр притяжения бизнеса и передовых научных исследований. Университет даёт возможности малому бизнесу, стартапам, и в этом его уникальность».

circle-5

Директор Института неформального образования INO Дима Зицер

«Нет никакой государственной системы образования. Это самообман. Система образования устроена на наши деньги, мы являемся заказчиками. Если государство – большая-большая машина, которой трудно, давайте ей поможем. Когда я хочу добавить дисциплину «История искусств», мне говорят «нет». Я оказываюсь в абсолютно безальтернативном университете, где мне говорят учить первое, второе, третье и т.д. Почему? Правильный ответ – «по кочану»».

Our World in Data представил большой визуальный материал с исследованиями о том, как менялся мировой уровень грамотности на протяжении последних двух столетий, об изменениях в школьной и вузовской подготовке и о влиянии на неё экономики, а также о корреляции уровня дохода с уровнем образования. По мнению исследователей, наиболее распространённый способ оценить уровни образования, например России и Германии, и выявить их различия – посмотреть, сколько каждая страна тратит на данную сферу.

Почему так сложно найти работу по специальности

Павел Лукша

«Одна из причин, почему выпускникам сложно устроиться на работу: образование не помогает попасть на то рабочее место, которое востребовано экономикой. Должно ли высшее учебное заведение быть единственной точкой, которая предоставляет образование для получения практических навыков и рабочего места? Университет всегда будет отставать от стремительно развивающейся экономики, и возлагать на него всю ответственность за то, что он не может дать практику, – передавать проблему тем, кто не способен её решить».

Сергей Колюбин

«Немногие университеты напрямую работают с работодателями и при составлении образовательных программ не учитывают интересы бизнеса. К тому же они не могут научить тому, что актуально. И в этом смысле нужно предвидеть, что будет через 10 лет, и заложить в выпускника те компетенции (так называемые soft skills), которые он будет развивать».

О значении диплома в современном мире

Павел Лукша

«До какого-то момента диплом был критически важен, поскольку формально требовался для карьеры. Но мы вошли в новую ситуацию, в которой перестали воспринимать диплом как признак образованности. В экономической теории образования диплом описывается как сигнал того, что вы что-то умеете и знаете. Когда качество образования начинает падать, диплом как сигнал теряет своё качество, поэтому нам нужны новые сигналы.

В XXI в. при наличии Интернета, когда вы можете загрузить все документы и получить рекомендации, зачем вам диплом? Диплом потерял свою первоначальную функцию, появились инструменты, которые более полезны.».

Суть теории образовательных сигналов в том, что для работодателя диплом – это показатель не столько квалификации претендента на рабочее место, сколько его способностей, целеустремлённости и общего уровня культуры. Теория предполагает, что образование «сигнализирует» о производительности, поскольку издержки на образование работника тем ниже, чем он способнее (а значит, и производительнее).
Больше о теории рыночных сигналов здесь.

Дима Зицер

«Люди делятся на две группы: одни говорят, что им нужен диплом, другие – что нет. Это вещь суперформальная и неважная. Намного перспективнее и интереснее говорить о том, что скрывается за этим дипломом – или высшим образованием. В открытом XXI в., веке выбора, молодые люди оказываются в прогнившей, линейной и скучной структуре, которую в России принято называть высшим образованием. Взрослые дяденьки и тетёньки говорят:

– Ты сделал свой выбор? Отвали. Дальше мы.

– Как «мы»? Мне же выбирать! Я же сам формирую свою ленту Фейсбука!

– Ленту Фейсбука за рамками университета.

– Ну я же сам… Только что по телику…

– Оставь телик: у нас программа утверждена в 1953 г., о чём ты?

Сегодня важны компетенции по личному выбору. Повторюсь: XXI в. – это век личного выбора. Если меня не берёт работодатель, я имею право послать его на фиг, потому что у меня есть другие способы заработать себе кусок хлеба, получить удовольствие от жизни, построить семью».

Сергей Колюбин

«Значимость высшего образования возросла. Другой вопрос: диплом как бумажка есть почти у каждого, но он так или иначе является брендом. Например, вы приходите в магазин, на полках стоит товар. На одном указана сертификация компетентного органа, на другом – нет. Вы купите сертифицированный продукт или тот, на котором нет знака качества? Возможно, по потребительским характеристикам второй окажется лучше и дешевле по цене, когда вы начнете его использовать. Но прежде вы скорее выберете первый вариант. В той же ситуации находятся работодатели, когда отбирают кандидатов. Понятно, что компетенции выходят на первый план. Но тем не менее бренд и знак качества – важные критерии».

По мнению Forbes, первым критерием при выборе новых сотрудников является их компетентность в том или ином деле: имеются ли необходимые навыки, опыт и образование для успешного выполнения задач. Вторым важным пунктом оказались их способности – умение не просто выполнять какие-то задачи, а творчески подходить к их решению. Также работник должен иметь потенциал для собственного роста и быть готовым взять на себя ещё больше ответственности.

Как изменить систему образования

Павел Лукша

«Для изменения ситуации нужно создать принципиально новую систему с вовлечением работодателей в процесс подготовки выпускников, которая будет охватывать то, что человек знает и умеет. Хорошо бы иметь систему обратной связи от тех людей, с которыми он работал, какое-то подтверждение его достижений – портфолио».

Дима Зицер

«Надо вернуться к заказчику, т.е. к нам. Систему должен формировать субъект образования в любом возрасте, университетском тем более, поскольку можно легко прийти к консенсусу. Студент должен быть субъектом, выбирать и решать сам, как и что учить. Невозможно представить людей, которые учатся в университете, объектами».

Записала Алёна Анюхина

Нравится3 Поделиться Поделиться Ретвитнуть