Движение по спасению еды от бездумной утилизации активно шагает по планете. Фудшеринг уже пробрался в московские и питерские рестораны, подарив не только нуждающимся, но и всем желающим возможность получать еду совершенно бесплатно. Мы узнали, есть ли подобная практика в Саратове, и спросили у представителей кафе и ресторанов: готовы ли они пойти на фудшеринг.

foodshare
17

Согласно документам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), каждый год в мире выкидывается и портится пищи на сумму один триллион долларов. Идея фудшеринга (раздачи бесплатной еды) зародилась в Германии, позже она охватила соседние европейские страны и распространилась по миру. Смысл акции — спасение пригодной и свежей еды.

Главный объект фудшеринга – это продукты, срок годности которых подходит к концу. Это относится к молочному, колбасному или мясному ассортименту. Рестораны и магазины делятся неиспользованными и непроданными продуктами: фаршем, мясными полуфабрикатами, йогуртами или творожками. Согласно санитарным нормам их обязаны выкидывать, но многие из них вполне пригодны к употреблению. Так же, как, например, овощи, которые быстро теряют привлекательный вид и поэтому плохо продаются. Активное участие в движении принимают булочные и кондитерские: черствый хлеб или вчерашние пирожные не привлекают покупателей, но вполне могут заинтересовать тех, кто нуждается в еде. Чаще всего интерес к таким продуктам проявляют люди, находящиеся в тяжелой материальной ситуации, но есть и те, для кого отказ от денег – жизненный принцип.

Raphaelfellmer.de-07web-1140x710

Смысл фудшеринга заключается в безвозмездной отдаче еды, когда запрещена её продажа и обмен. Вконтакте есть несколько саратовских сообществ, посвященных фудшерингу. Все они немногочисленны: в наиболее крупных группах значатся 138 и 97 подписчиков. Справедливости ради отметим, что и Всероссийское движение находится в зачаточном состоянии. Сайт на данный момент находится в разработке. Общение в саратовских группах вялое и сводится к редким безнадежным просьбам принять в дар продукты или наоборот, узнать, не отдает ли кто ненужную еду. При этом основную ставку участники делают на щедрых горожан, а рестораны и магазины даже не рассматриваются.

circle (4)

Вероника Гришина, создатель группы «Фудшеринг Саратов»
«Я создала группу в начале этого года после того, как увидела передачу на Первом канале. Оказалось, что интерес у горожан не большой, и сейчас группа не активна».

Участник другого сообщества, значащийся в сети под псевдонимом «Дормидонт Самовароф», поведал о безуспешных попытках получить от ресторанов и магазинов ненужную еду.

man-150x150

Дормидонт Самовароф, участник сообщества «Фудшеринг в Саратове»
«Может, лично мне не повезло, но я, оставшись без работы и денег, не ел больше 2-х недель, просил дать любой еды во всех сетях и так называемых группах помощи. Никто мне не дал ни корки хлеба. Ходил по гипермаркетам, просил испортившиеся продукты. Но они все перерабатывают на полуфабрикаты или этикетки меняют. Был на хлебозаводах, просил сгоревший хлеб или брак, что привозят на переработку, но нигде мне не помогли».

Мы решили спросить у ресторанов и кафе: как они поступают с остатками неиспользованных продуктов, и готовы ли участвовать в фудшеринге?

circle (5)

Екатерина Новоселова, PR- и Art-директор «Harat’s pub»

«Не использованные продукты, конечно же, мы выкидываем, как только их срок годности достигает конца. А остатки пищи с тарелок гостей, мы, само-собой, выкидываем, но они скудны и не заслуживают дальнейшего потребления.

Хорошие рестораны выкидывают остатки еды: те продукты, которые так и не получили своего заслуженного места на тарелке гостя, то есть залежались. Плохие рестораны делают из этих остатков пиццу, солянку и другие «сборные» блюда. Если вы были у нас в пабе, вы наверняка обратили внимание, что пиццы и солянки в нашем меню нет.

Если вы об остатках еды с тарелок гостей, у нас такое крайне редко бывает, потому что вкусно готовим.

По нормам СЭС остатки необходимо утилизировать, поэтому мы не сможем участвовать в фудшеринге».

circle (6)

Надежда Пименова, управляющая «KARE-кафе»

«KARE-кафе» всегда использует только свежие ингредиенты, которые закупаются согласно логистическим расчётам и исходя из многолетнего опыта работы холдинга в общественном питании. Меню «KARE-кафе» содержит самые популярные и востребованные блюда, оно довольно лаконичное и не требует огромных закупок исходных продуктов. Только то и в том количестве, что необходимо. Исходя из этого, логично сделать вывод, что отходы в нашем производстве сведены, практически, к нулю. Ну а всё остальное утилизируется как обычные бытовые отходы.

Данный вопрос, скорее, актуален для ресторанов с чрезмерно большим меню, где предполагается заблаговременная готовка некоторых блюд, и в случае их невостребованности, возможно, есть смысл подумать о такой услуге. У «KARE-кафе» подобных проблем не существует, всё готовится при поступлении заказа, быстро, ловко и вкусно. А главное необычно. Поэтому фудшеринг для нас не совсем актуальное направление».

circle (7)

Анна Маркелова, маркетолог сети «Кофе и Шоколад»

«Все блюда, которые мы предлагаем гостям, в наших заведениях готовятся непосредственно при заказе, поэтому отходы продуктов минимальны.

Важно отметить, что задача хорошего повара — рассчитать количество продуктов таким образом, чтобы все они пошли в работу. Не менее двух раз в неделю наши повара составляют заявки на продукты, которые нам доставляют местные проверенные сельхозпроизводители и крупные поставщики.

Если у какого-то продукта подходит к концу срок реализации, такой продукт по условиям договора мы возвращаем поставщику.

Что же касается движения «фудшеринг»…

В Саратове пока об этом знает крайне мало жителей. Но, пройдёт какое-то время и наверняка у нас найдутся энтузиасты, которые захотят присоединиться к такому благородному проекту.

Наша организация на данный момент задумалась о концепции движения «фудшеринг», и однозначно нам интересно подключиться к нему, но совместно с нашей кондитерской «Peche Mignon». Для этого необходимо продумать логистику и механизмы работы. Думаю, на это уйдёт некоторое количество времени. Пока затрудняюсь делать какие-либо прогнозы».

В феврале 2016 года французские депутаты приняли закон, по которому супермаркетам запрещено утилизировать продукты до окончания срока годности. Согласно этому закону, все крупные магазины (площадью более 400 квадратных метров) во избежание штрафа обязаны заключать договоры о сотрудничестве с благотворительными организациями и поставлять им годные, но не привлекающие покупателей продукты. Согласно же российским санитарным нормам такие товары должны быть отправлены в мусорное ведро.

Некоторые российские эко-магазины идут на уступки и предлагают желающими невостребованные продукты. В Саратове пока только присматриваются к этой идее.

circle (8)

Лариса Пашацкая, директор магазина «Свое хозяйство»
«У нас в продаже есть молочные и мясные продукты с небольшим сроком годности. Те, что приближаются к окончанию, мы либо съедаем сами, либо отдаем животным: собакам или курам, которые есть в нашем хозяйстве. Из молока получается отличная простокваша, а из мясных субпродуктов – бульоны. Конечно, стараемся рассчитывать необходимый для продаж объем. Закупки на будущую неделю формируем из количества, проданного на предыдущей.
Покупатели делают выбор в пользу самых свежих продуктов. Часто отказываются от молока, у которого еще два дня в запасе до окончания срока годности, хотя мы говорим о том, что оно абсолютно нормальное.
Иногда мы проводим акции и продаем товар, у которого срок годности близок к окончанию, по сниженной цене. Но к тому, чтобы отдавать товар бесплатно, мы пока не готовы, так как с успехом используем его в своем хозяйстве».

Нравится4 Поделиться Поделиться Ретвитнуть