За последнее время в Саратове открылось большое количество магазинов здорового питания. Smog решил разобраться, что в них можно купить, есть ли конкуренция между ними, и почему это стало так популярно.

Овсянка

Первым в нашем маршруте оказался небольшой магазинчик под названием «Овсянка». Он находится на углу улиц Рахова и Челюскинцев. Найти легко, есть что посмотреть и купить, начиная от набирающего популярность урбечей, паст, шоколадок и мюслей, заканчивая крупами, чаем и суперфудами.

«Мы открылись год назад, но в интернете существуем с февраля 2016, — рассказывает Сергей Дацков, совладелец «Овсянки». — Мы развивались через сайт и группу во «ВКонтакте», но потом нам стало тесно в таком формате, поэтому решили, что нужна некая точка, где мы могли бы расширить свой ассортимент. Тем более что много каких-то незнакомых продуктов, альтернативных, когда человеку нужно попробовать самому и понять, что в упаковке находится.
Группы товаров мы смотрим по какой-то потребности, чего нам не хватает. Мы не торгуем мясо-молочными продуктами, овощами и фруктами, но, например, поняли, что специи здесь отлично пойдут. Ассортимент складывается из наших личных предпочтений, а также выбираем достойных поставщиков, которые удобно, красиво и интересно работают. Прежде всего, для нас огромное значение имеет качество продукта, его сертификация, соответствие всем нормам. Мы любим интересные фишки продуктов, например, специи только из Индии, чай с экологически чистых территорий и т.д. Люди постарше берут чай, крупы, кто помоложе приходят за ореховыми пастами, мюслями. Мы еще не закончили формировать наш ассортимент, у нас постоянно появляются новинки».

Сергей уверят, что самое главное отличие «Овсянки» от других магазинов здорового питания – это свой собственный ассортимент, а здоровая конкуренция только дает повод развиваться дальше.

«Понятно, что есть какие-то перекрестные моменты, типа шоколада и ореховых паст. Мы, можно сказать, были практически первооткрывателями магазинов здорового питания, на первой волне.

Что касается конкуренции, то с ней бороться невозможно. В основном, конкуренция ценовая.  Мы не самый дешевый магазин, но иногда просто нет возможности сделать цены дешевле. Но мы стараемся компенсировать это отличным сервисом при покупке, то есть предоставлять максимально полную консультацию тех продуктов, которые у нас продаются. Мы значительную часть времени проводим за прочтением новой полезной информации, чтобы понимать полную картину, чтобы можно было что-то посоветовать, рассказать рекомендации по приготовлению. Плюс мы стараемся предлагать интересные продукты, лучшие в своем роде. Специально привозим крупы с био-сертификатом, никогда не навязываем человеку что-то».

Есть ли актуальность таких магазинов? Владельцы «Овсянки» в этом абсолютно уверены.

«Люди приходят, кто-то с интересом, а кому-то делаем целую экскурсию. Популярность и востребованность таких продуктов есть, так как есть масса людей, которые имеют ограничения в еде, диабет, аллергии. Поэтому они ищут свои продукты и рады, что могут их у нас купить, а мы рады, что можем помочь».

Moringa

Этот магазин невозможно не заметить. С улицы Чернышевского на вас смотрит большая и красивая вывеска. Близость к новой пешеходной зоне и Набережной космонавтов делает месторасположение достаточно удобным. Moringa может похвастаться огромным ассортиментом не только продуктами, но и бытовой химией с косметикой.

«Наш магазин нацелен на здоровый образ жизни, поэтому это не только продукты питания, но и бытовая химия, косметика, — говорит директор Moringa Галина Меняйло. — По сути, это наше отличие от других. С помощью нашего магазина можно сделать свою жизнь более здоровой и натуральной.  Не каждый город-миллионник может похвастаться таким ассортиментом, как у нас. Очень сложно собрать такой большой и разнообразный ассортимент в одном магазине, но мы стараемся.  Конечно, мы больше магазин для вегетарианцев, для тех, кто придерживается такого образа жизни. Мы единственные в Саратове, кто выписывает вегетарианскую газету.

Что касается продуктов, то у нас представлено много растительных добавок в пищу, также есть продукты для тех, кто не употребляет сахар. Мы читаем все составы, каждый товар, который мы заказываем у производителя.  Мы рассчитываем на то, что в Саратове, все-таки, найдутся те люди, которые оценят наш магазин по достоинству. Мы ищем и выбираем самые лучшие товары и продукты, пересматриваем огромное количество поставщиков, подходим со всей серьезностью к этому вопросу».

О конкуренции сотрудники «Moringa» не думают и всегда готовы к общению и сотрудничеству.

«Мы со всеми дружим, пытаемся общаться. Мы считаем, что в Саратове пока нет такого понятия, как конкуренция.  Это не работает. Во-первых, мы не пересекаемся плотно по ассортименту, во-вторых, чем больше людей начнут задумываться о здоровом питании, тем лучше для нас. Может когда-нибудь и будет конкуренция, но на данном этапе это не так».

Директор магазина надеется, что популярность магазинов здорового питания со временем возрастет.

«В целом, люди интересуются. Мы пока еще не смогли как-то оповестить всех тех, кто стремится к здоровому образу жизни, о своем существовании. Сейчас мы активно пытаемся рекламировать Moringa и считаем, что о таких магазинах стоит писать, говорить, читать, так как каждый день ситуация с продуктами питания ухудшается. Стоит только зайти в ближайший супермаркет и почитать состав того, что мы едим».

Шпинат

Пожалуй, самые маленькие магазины из нашей подборки. Хозяева «Шпината» ласково называют их лавочками. Первый магазин расположился на пересечении улиц Киселева и Чапаева, второй недавно открылся в Заводском районе (Плякина,4). В «Шпинате» вы найдете не только суперфуды и урбечи, но и оливковое масло, пряники, конфеты для сыроедов и даже морковные дольки.

«Идея «Шпината» родилась давно, но этим летом мы ее обдумали еще раз и воплотили в жизнь.  Мы посчитали, что нелогично открывать еще один магазин, где будет обычный саратовский набор продуктов, — говорит совладелец «Шпината» Павел Кокурин. — Тут же встает вопрос поставщиков. Именно по этой причине у нас, на данный момент, буквально один-два саратовских поставщика, все остальное привезено со всей страны. Мы пошли на этот шаг, чтобы у нас был интересный ассортимент.  Мы стараемся выбирать какие-то интересные продукты, например, сладкие морковные дольки. По наводкам друзей и сами. У нас получился такой ассортимент на 95-97% вегетерианский. К выбору товаров подходили очень тщательно и сейчас, в процессе работы, он начинает сформировываться. У нас было понимание, что хотим здесь видеть, но и сейчас мы выслушиваем обратную связь с нашими покупателями, стараемся удовлетворить просьбы».

В борьбе с конкуренцией на саратовском рынке и преимуществах «Шпината» немаловажную роль играет лояльная ценовая политика магазина.

«Сейчас только зарождается прослойка магазинов здоровых продуктов и, на наш взгляд, это замечательно. Многие из них собираются расширяться и развиваться дальше, мы не воспринимаем это как конкуренцию. Я считаю, что конкуренция держит тебя в тонусе, подталкивает к развитию.  Мы тщательно выбираем продукты, которые у нас представлены, и наша ценовая политика является безусловным преимуществом».

Павел уверен, что актуальность магазинов здорового питания будет возрастать.

«Мы начали с себя и достаточно давно. Я, например, начал задумываться об этом 5-6 лет назад. На наш взгляд, именно сейчас, последние полгода, несмотря на не очень стабильную финансовую ситуацию в стране, формируется сегмент вот таких вот лавочек, магазинов с альтернативным ассортиментом».

Пятый урожай

Пожалуй, этот магазин стоит особняком от других, и не потому что спрятался от лишних глаз на первом этаже обычного жилого дома по улице Вольской. Создатели «Пятого урожая» утверждают, что не позиционируют себя, как магазин здорового питания. Здесь вы найдете практически любые продукты, начиная от фермерского мяса и творога, заканчивая свежим хлебом и суперфудами.

«Мы открылись в конце августа, но в полную силу начали работать только через месяц. Мы не позиционируем себя, как только магазин здорового питания. У нас формат «магазин натуральных продуктов у дома», — рассказывает исполнительный директор Наталия Романова.  — Мы рассчитываем на то, что жители ближайших домов и района смогут покупать натуральные продукты и им не надо будет ездить для этого на рынок. Мы постарались соединить в нашем ассортименте продукцию, которая есть в сетевых магазинах, хотя ее у нас минимальное количество, и фермерскую продукцию. А ту продукцию, которая совпадает с сетевой, мы постарались заменить на более правильную и здоровую. Таким образом, вышли к такому формату, как правильное питание. Хотя, мы себя не позиционируем как магазин правильно питания, потому что это понятие для каждого человека обозначает что-то свое.  Мы – магазин натуральных продуктов с интересным ассортиментом, где и те люди, кто правильно питается может себе что-то купить, и местные жители, которым это заменит поход в супермаркет.  Мы работаем с местными поставщиками, у нас достаточно небольшой объем, и есть возможность заказывать каждый день свежее, привозить что-то специально для наших постоянных клиентов».

Формат «Пятого урожая» и его разнообразный ассортимент помогает ему охватывать большую аудиторию и бороться с конкуренцией.

«Конкуренты есть всегда, в любом бизнесе. Если нет конкуренции, то это уже не бизнес среда. Конечно, мы как люди, которые понимают, что такое бизнес, следим за конкурентами, не только за саратовскими, а вообще за развитием данной сферы в других регионах. Вообще, продукты питания – это такая тема, которой на всех хватит. Все-таки, прямых конкурентов у нас в Саратове нет. Если брать магазины правильного питания, то у них идет уклон на экологически чистые продукты, косметические линии, но у них нет, например, фермерской части или простых продуктов, которые можно приобрести в супермаркетах у дома. Мы считаем, что если гнаться за конкуренцией, то можно упустить самое главное – интересы потребителей, своих покупателей.  Думая о потребителе, ты всегда будешь получать обратную связь, притягивать этих людей к своему бизнесу, а, соответственно, и развиваться».

Наталия рассказала, что спрос на натуральные продукты и здоровый образ жизни, все-таки, есть.

«Многие люди, которые приходят к нам, понимают зачем нужно правильно питаться, есть здоровую пищу, есть что-то полезное, отличающиеся от нашего постоянного рациона. Для некоторых это как-то непривычно, а молодое поколение в этом разбирается достаточно хорошо. Некоторые из них, как раз, подсказывают нам, что бы они хотели видеть у нас в магазине, мы к этому прислушиваемся и удовлетворяем их запросы. Обратная связь для нас очень важна».

Нравится1 Поделиться Поделиться Ретвитнуть