Кофе давно стал не просто напитком, а религией. Отдельные вкусы смешиваются в новые сочетания, которые впоследствии становятся хорошими друзьями в борьбе с суровыми рабочими буднями. Паломничество людей к местам с запахом свежеобжаренных зёрен кофе не перестаёт возрастать вот уже какой год. В Саратове немало таких мест, но особую культуру кофе чувствуешь только в «Горьком».

coffee

Smog пообщался с создателем «Горького» Антоном Деружинским и узнал всё о конкуренции и планах на будущее.

mg_0703

Идея создать приятное место с вкусным кофе пришла в голову Антону, когда он путешествовал по Испании.

circle-11

«Я был в Барселоне и попал в один квартал, где кофе варил какой-то китаец в неизвестной кофейне. Он делал это с помощью леверной кофеварки. Так вот, если всё правильно рассчитать при таком способе, то вкус получается божественный. Тогда я выпил шесть чашек кортадо, который популярен в основном на юге Европы, и очень расстроился, что в Саратове нигде нельзя этого попробовать».

Уже тогда были предпосылки открыть что-то интересное в нашем городе.

«Я просто хотел сбежать от рутинной работы, где ты сидишь в офисе. И, чтобы не тратить своё время зря, решил, что надо что-то делать. Именно этот китаец направил меня, наверное, в верном направлении. А сейчас я получаю удовольствие и совершенно об этом не жалею. Теперь понятно, что всё делается правильно».

mg_4815

Никакой красивой истории создания названия «Горького» нет. Всё произошло достаточно просто.

«Я пришёл домой, снял, как помню, правый ботинок, и мы что-то обсуждали с женой и всё время говорили: “Горький, горький кофе”. Вот так как-то зацепилось. Но сначала появился дядька с усами. Это был скорее прикол, ничем не обоснованный, немотивированный. Просто дядька с усами – Максим Горький, его все знают. А вот когда из этого выросло что-то большее, мы его изменили, убрали усы. Теперь же просто отовсюду вытесняем, так как в дальнейшем могут появиться проблемы с регистрацией авторского права. Оставили только шрифт, который должен быть очень универсальным и одинаково хорошо смотреться на стакане, принте, наклеечке. Всё должно быть просто.
Вообще, номинально мы – кофейня-магазин свежеобжаренного кофе. Но я предпочитаю просто “Горький”.

– Ты где?
– Я в “Горьком”.

Клиент может приобрести кофе или зерно, а ребята расскажут, что с ним делать дома. Это такой антикризисный формат на данный момент. Вроде и кофейню полноценную в саратовском понимании не нужно делать, но при этом надо держаться в определённых рамках: вари вкусно, имей хорошее зерно и развивай культуру. Со сторонним ассортиментом делать это достаточно сложно, поэтому наш формат – помещение 30 – 40 м, чтобы можно было посидеть и взять с собой. Я думаю, что через 10 лет все кофейни в России будут работать именно в таком формате».

rnamgxgcdfc

С начала открытия кофейни в «ТАУ Галерее» первые полгода Антон занимался всем сам. В помощь к себе он нанял человека, который теперь является не просто работником, а напарником.

«Этот человек не просто заинтересован – он проявляет себя абсолютно во всём. Мы работали с ним во всех сферах, таких как логистика, касса, учёт, напитки, разработка меню, акции, Instagram. И только пару месяцев назад мы начали распределять обязанности между другими людьми, чтобы было проще, понятней. Это необходимо, иначе ты просто не выдержишь».

mg_0753

Набирать команду профессионалов оказалось достаточно трудно.

«Это очень сложная ниша: просто так разместить объявление нельзя – откликнутся все, и, скорее всего, все они не подойдут. Здесь самонаводящийся контингент. То есть приходят те, кому это действительно интересно. Это культура, которая имеет под собой очень много всего, и не объяснишь человеку, что нужно делать. Нельзя просто так сварить кофе – ты должен проявлять лютый интерес к этому, копаться сам, искать, совершенствоваться, расти, и тогда будет вкусно, помимо того что я им могу рассказать. Когда мне говорят, что с кофе работать трудно, я всегда отвечаю, может быть, банальной фразой, но всё-таки верной: “Всё просто, когда тебе интересно”. Не скажу, что это дело всей моей жизни, – время покажет, но пока что это так».

В Саратове достаточно большая конкуренция заведений такого формата, но Антон утверждает, что ни с кем не собирается соперничать.

«Мы не конкурируем. Я вообще смысла в конкуренции никакого не вижу. У нас рынок достаточно маленький, настолько не развит, зачем конкурировать? Конечно, есть другие предприниматели и кофейни, которые почему-то хотят это делать, хотя я не понимаю зачем. Ведь можно объединиться и придумать что-то реально крутое, стоящее и тяжеловесное. Мы со многими сдружились, некоторые сотрудники перешли к нам, кому-то “Горький” стал ближе. Всё-таки мы – монокофейня. Я считаю, что если что-то делать, то делать это отлично и не распыляться. Тем более когда ты работаешь хорошо, то люди всегда есть, но надо чем-то выделяться, например командой или обслуживанием».

mg_0680

Как утверждает создатель «Горького», их главная особенность – общительность. Коммуникация – главная фишка этого проекта.

«До нашего появления на кофейном рынке я бы разделил все кофейни на две категории: неконтактную работу, когда ты заказал что-то и тебе это просто принесли, и кофейни, которые просто не учитывают пожелания клиента, а сами делают напиток на свой выбор. Мы же, наоборот, готовим очень вкусную базу, например просто вкусный латте. Хочешь сахар? Бери! Перец? Давай перец! Делай, как хочешь. Этим “Горький” и выделяется. Ты заказываешь, что хочешь, а мы это выполняем и общаемся с тобой. Также у нас небольшое меню. Не вижу смысла делать из него сборную солянку. Тем более можно попробовать одно и то же капучино на разном зерне, и это будет совсем другой вкус. И так везде. Я думаю, этого вполне достаточно».

За год кофейня переросла из островка в торговом комплексе в небольшую сеть. Причина успеха оказалась достаточно проста.

«Мне кажется, мы вступили на правильный путь. Во всём должен быть смысл. Конечно, всех денег не заработаешь, и обязательно надо что-то привносить, чтобы тебя запомнили. Сначала это была положительная реакция людей, потом мы оказались в кофейном тренде. К сожалению, в Саратове это понимают чуть меньше 10% населения, но из них мы рады видеть всех. Всё остальное – рыночные предложения, которые впоследствии отомрут. Тут нет выбора: или меняться, или отмирать».

ld8b6254

В планах у Антона – развивать своё детище дальше, разрастаться и продолжать варить нам ароматный кофе. Уже есть дисконты, которые позволяют приятно сэкономить на любимом фисташковом рафе или классическом латте.

«На будущее, конечно, нужно ещё несколько таких мест, как наш “Горький” на Чапаева. А потом мы хотели бы открыть что-то грандиозное. Было бы круто сделать передвижную кофейню в огромном автобусе. Скорее всего, она не будет приносить никакой прибыли, но станет лучшей рекламой. Как бы банально ни звучало, но мы рекламируем себя продуктом. Если ты делаешь плохо, то, какой бы ты ни потратил бюджет на рекламу, будет бесполезно. Надо сделать так, чтобы человек захотел прийти снова. Сделать так очень просто. Надо сварить вкусный кофе и пообщаться. Мы называем это “вежливо, на ты”. То есть ни в коем случае не тыкаем никому, но и стараемся избегать этого “вы”. По-свойски, так сказать, окутать человека заботой. У нас многие уже ходят семьями. Со всеми мы знакомы, что, безусловно, приятно. Именно наши клиенты дают нам вдохновение развиваться дальше».

Нравится10 Поделиться Поделиться Ретвитнуть