Иногда, чтобы восстановить в памяти прошлое, не нужно отведывать ностальгическое печенье-мадлен, как это делал герой Марселя Пруста. Городское прошлое проступает, стоит только осмотреться вокруг: высотные здания выросли, а деревянные домишки рассыпались в пыль, дорожный ландшафт поднимался и опускался, как будто кто-то двигал ползунок в строительном режиме игры Sims, заведения амбициозно открывались и закрывались, чтобы уйти в небытие или открыться с новым дыханием. Саратов постоянно меняется, но, к сожалению, не так стремительно и кардинально, как нам хотелось бы. Урбанистические новшества приходят сюда запоздало и в демо-версии, а тренды приезжают, как посылки с Ali Express, – в потрепанном виде спустя полгода, когда ты их уже не ждал. Важно понимать, что это нормальный процесс, нормальная динамика жизни российского провинциального города.

Саратов отмечает 425-летие. К сожалению, городские журналы не выходили 400 с лишним лет назад, а «корреспонденты» работали в ограниченных жанрах. О тех временах убедительно расскажет только историк за чашкой чая. SMOG предлагает замерить прогресс Саратова иным способом: оценить, что за последние 10 лет изменилось здесь в лучшую (относительно) сторону. Пункты списка неравнозначны и субъективны. Большая часть из них относится к сфере услуг и сфере потребления, а меньшая – к благоустройству, что, в общем-то, подчеркивает саратовскую специфику.

DISTRICT

Новые микрорайоны

В начале 2000-х газета «Новые времена в Саратове» выпустила сатирическую карту города, в которой шутила, что «в Юбилейном свет дают только по праздникам», а «в Солнечном квартиры освещаются энергией солнца». Тогда такие шутки затрагивали повестку дня: новые микрорайоны едва начинали развиваться: там, где сейчас стоят ряды таунхаусов в Юбилейном, гуляли ветра и колыхались степные травы, а в Солнечном даже и подумать нельзя было об открытии H&M или McDonalds. Дорожные развязки оставляли желать лучшего, а спальные районы отрабатывали свое название на все сто процентов. За 10 лет ситуация радикально поменялась: в Солнечном и Юбилейном сегодня есть все для нормальной жизни: начиная с развитого транспортного сообщения и круглосуточных гипермаркетов до суши-баров, фитнес-клубов и даже своего кинотеатра (в Юбилейном). Эти районы продолжают расти – мигают огоньки башенных кранов, высотки вырастают буквально на глазах, а плотность населения уже вызывает первые проблемы, например, с движением автомобилей и с парковкой.

микрорайоны
global

Глобализм и «франшизм»

Хотя антиглобалисты и выступали у первого саратовского McDonalds в 2004 году, погоды они не сделали – экспансия крупных торговых сетей и франшиз неумолимо наступала. Так появились KFC, Burger King, Carl’s Junior (до 2015 года), «Рив Гош», «Л’Этуаль», H&M, «Красный куб», OBI, «Касторама» и бесчисленные масс-маркет магазины одежды, которые открывались и закрывались. Сегодня представить город без них практически невозможно, они стали своего рода якорями, базисом, на котором держатся наши потребительские привычки. За безделушками для дома мы идем в «Красный куб», за гастрономическими guilty pleasures – в ближайший фаст-фуд, за дешевыми обновками – в Terranova или Reserved. Мы стали действительно «более лучше одеваться», хотя разнообразие и оригинальность в одежде – по-прежнему бастионы, которые еще нужно одолеть. По крайней мере, нам не приходится примерять вещи на рынке, стоя на картонке зимой.

глобализм
e-ticket

Электронные билеты и услуги

Мы принимаем это как данность сегодня, а ведь в 2005 году даже и подумать было нельзя, что вас пустят в поезд не по билету, а по номеру на экране «айфона» (да и «айфонов» никаких не было). Сегодня многие процессы упростились: мы с легкостью ведем финансовые дела в интернете – переводим деньги, оплачиваем счета и услуги, заказываем на дом еду, приобретаем билеты и бронируем гостиницы. В Саратове есть возможность сесть в поезд и полететь на самолете безо всяких распечаток, а билеты в кино надо просто получить в терминале. Частные клиники давно позволяют записаться без телефонных звонков, а теперь и государственные клиники испытывают это нововведение (но без живой очереди пока все равно не обходится). На мастер-классы и лекции мы регистрируемся в соцсетях, а телефонные звонки все чаще становятся напрасной роскошью. Общественный транспорт еще отстает от электронного мира: мы по-прежнему аналогово передаем деньги за проезд в маршрутке, пытаясь удержать равновесие, и в час-пик проталкиваемся в автобусе к выходу, чтобы оплатить билет. Но мысль о том, что без принтера и стояния в очередях касс сегодня можно улететь из страны, покутить где-нибудь в Италии, вернуться и даже успеть на последний сеанс в кинотеатр, впечатляет.

design

Внимание к дизайну

Ужасающие билборды, кошмарная верстка, сайты из преисподней Web 2.0 – все эти чудовища пока с нами сосуществуют, но их становится все меньше. Дизайн в Саратове действительно шагнул вперед – настольный календарь от местной дизайнерской студии не стыдно поставить на стол, городской журнал не стыдно полистать (а онлайн версию – поскроллить), визитки хочется хранить, стикеры хочется клеить, а афиши – вешать на стены. Конечно, Саратов пока стоит на этапе популяризированного tumblr-блогам незатейливого дизайна с его художественной каллиграфией, примитивным минимализмом и векторными иконками. Тем не менее, хорошие логотипы, приятные взгляду вывески и аккуратный дизайн сайтов стали восприниматься нами, как нечто само собой разумеющееся. Дизайнерские интенсивы привлекают заинтересованных людей, заинтересованные люди открывают свои студии (Di-lance, Muse), и все это строится на чистейшем энтузиазме и самообразовании через интернет. Потому что, как ни крути, достойное и современное дизайнерское образование в саратовских вузах получить пока невозможно.

дизайн (работа студии Muse)

tourism

Расцвет внутреннего туризма

Туризм внутри области существовал всегда, но в тренде он точно не был. Сегодня поездка в Поповку или в село Лох стала способом эффектно и аутентично провести досуг и показать свою близость корням. Поездки на утёс Степана Разина – это священное паломничество в сердце области, которое должен совершить каждый саратовец. Также он непременно должен поделиться в Instagram фотографией заката на утёсе и фотографией заброшенного храма в отдаленном селе. Must see, must be и must share – внутренний туризм сегодня стал признаком хорошего тона. Инфраструктуры пока нет, поэтому путешествия совершаются на страх и риск, либо при содействии знающих знакомых. Хотя, например, в Хвалынске горнолыжный курорт процветает с каждым годом все больше, и зимой каждый третий купался в «Хвалынских термах». Путешествия по области перекликаются и с вновь возникшим интересом к краеведению, поэтому поездки сопровождаются не только фотосетами, но и подробными историческими справками, а иногда даже социальной активностью (село Лох как раз такой пример).

утес
mall

Торговые центры как общественные пространства

«Оранжевый», «Триумф Молл», «Хэппи Молл», «Манеж», «Сити Молл» – как в мультсериале «Дарья», открытие крупного торгового центра в Саратове – это всегда большое событие. На этот счет можно высказать много ядовитых замечаний о капитализме, обществе потребления и низком культурном уровне населения, но пока что город находится на таком этапе, когда торговый центр = досуговый центр. В ТЦ идут смотреть кино, общаться, проводить свидания, примерять одежду, кататься на эскалаторах, делать селфи в будках и упражняться в остроумии, рассматривая посетителей. Саратову не хватает открытых общественных пространств – парков, скверов, в которых были бы сосредоточены все развлечения Вселенной. Поэтому всё веселье сконцентрировано там, где есть магазины. В «Оранжевом» это особенно отчетливо видно. Да, торговый центр занял территорию бывшего завода, но тот давно пустовал и не формировал рабочих мест. Теперь многие устроились в «Ашан», KFC или Adidas (особая честь), а дети впервые увидели черепах и больших рыб, которые плавают в пруду «Оранжевого». Открытая площадка для мероприятий заменила подросткам дворовую лавочку – на ней разве что не грызут семечки. Нельзя сказать, что все это символизирует благополучие района или города, но, по крайней мере, это лучше, чем сомнительный уличный досуг прошлых лет.

торговые центры (фото — Евгений Девилюк)

third_place

Понятие «третьих мест»

Если раньше съедобность и дешевизна были главными критериями оценки кафе, то сегодня прогресс в сфере общепита установил новые стандарты. Заведению уже нельзя быть просто вкусным, просто красивым или просто новым – необходимо сочетать все блага сервиса сразу. Заведения придумывают маркетинговые легенды, изобретают рецепты, предлагают дополнить ужин не десертом, а интересным опытом – лекцией, кинопросмотром или настольной игрой. В Саратове в 2005 году не было ни дневных клубов, ни кофеен третьей волны, ни рестобаров с диджейскими сетами. Посещение кофейни или ресторана в 2015 году – это утверждение собственного вкуса, не зря открывшиеся недавно заведения, вроде «Фабрики» или Look, стали центром притяжения для жителей города. Туда идут просто провести время, встретить знакомых, перекинуться парой слов (так называемый small talk), обменяться идеями и – почему бы и нет – запустить какой-нибудь внезапный дружественный стартап. Все это соответствует идеологии третьих мест. Кофе стало скорее топливом, которое заставляет шестеренки крутиться, а саратовцев заставляет вертеться и создавать что-то пусть и не радикально новое, но настоящее и живое, а не ригидное и бесперспективное.

понятие третьих мест (2)
coast

Расширение набережной

Унылые промзоны превратились в пусть и не очень живописный, но все же променад. По набережной гуляют, катаются на роликах, самокатах, велосипедах и гироскутерах, а стены расписаны граффити. Реконструкция и продление набережной вызвало дискуссию по многим причинам, в первую очередь, из-за того, как быстро она начала разрушаться. Обжитого общественного пространства тоже так и не получилось, хотя для этого можно было поставить простые деревянные паллеты или создать амфитеатр, как на набережной во Владивостоке. Новая набережная – это на данный момент лишь захваченная территория, из которой может получиться что-то путное.

coast
cinema

Обилие кинотеатров

В Саратове действует 9 кинотеатров – часть с долгой историей, как «Пионер» или «Победа», часть – сетевые, как «Синема Парк» и «Синема 5». Городу, конечно, не вернуться в те времена, когда небольшие кинотеатры («Темпы», «Космосы» и прочие «Спутники») были на каждом углу. И все-таки сегодня есть из чего выбирать: мы можем смотреть фильмы в 3D и в IMAX, утром и ночью, с переводом или с субтитрами, в центре Саратова или в своем районе. У нас есть и репертуарный выбор: комедии, триллеры, арт-хаус, «театр в кино», короткометражки, мелодрамы и боевики. В городе даже есть два автокинотеатра, а также приличное количество киноклубов – в Доме кино, в кофейнях, барах и антикафе.

fest

Фестивали

Ресторанные дни каждые три месяца проходят с успехом, а небольшие музыкальные фестивали собирают достаточную аудиторию. Нет пока такого дня, когда Саратов превращается в ярмарочное пространство, где всем хорошо и весело и все сделано со вкусом. Но даже небольшие инициативы постепенно готовят для этого почву. Так Ресторанный день дает шансы фестивалям еды, гаражные распродажи вселяют надежду, что будет и на саратовскоц улице «Ламбада маркет», а открытые лекции, возможно, дадут старт независимому образовательному проекту. В Детском парке постоянно собираются подростки, где слушают каверы на инди-группы и демонстрируют актуальное для 2010-х годов смешение субкультур. Для сравнения: в 2005 году диски любимых исполнителей приходилось искать с огромным трудом, а сегодня каверы на них звучат в одном из общественных парков. Жаль только, что на саратовские фестивали не приезжают спикеры и музыканты из других городов (за редким исключением).Л

фестивали (фото Анастасия Абсандзе)

Нравится19 Поделиться Поделиться Ретвитнуть