В эпоху глобальной урбанизации строительство идет с бешеной скоростью. Города разрастаются не только вширь, но и вверх. Свободные от застройки площади стремительно сокращаются. Парки больших городов стали играть роль своеобразного спасательного круга в мире бетона и стали . Все эти тенденции повлияли на возникновение нового витка в архитектуре — сады на крышах.

Парк High Line в Нью-Йорке — зеленый оазис длиной 2,3 км среди каменных джунглей, возникший на месте линии грузовой железнодорожной магистрали со стороны западного Манхэттена. Еще совсем недавно High Line был разрушающейся городской реликвией, а сегодня этот парк стал органичной частью городского ландшафта и совмещает в себе лучшие черты природы и техники.

Заводы и промышленные предприятия захватили побережье Гудзона в 30-е годы. После того как возросло число столкновений грузовых поездов с другими участниками движения — дорожное полотно было приподнято на 30 футов от земли. Последний состав проехал по этим путям в 1980-ом году, после чего дорогу забросили. В конце 90-х ее должны были полностью демонтировать, но местные энтузиасты выступили против этой инициативы. Так, в 1999 году была основана частная организация «Friends of the High Line» и специальный фонд для привлечения средств.

После теракта 11 сентября 2001 года активисты уже готовились к тому, что их проект остановится. Но, пережитая катастрофа подтолкнула людей к созиданию и новым идеям. Так, в марте 2002 года сообщество впервые получает поддержку властей — Городской Совет выступает за превращение эстакады High Line в парк-променад, парящий над городом.

Для того чтобы найти смелые и инновационные идеи — в 2003 году объявлен конкурс проектов на разработку архитектурной концепции паркового пространства. В нем приняло участие 720 работ из 36 стран. Главным критерием отбора работ была способность помочь парку стать катализатором более масштабных изменений городской среды.

Победа досталась команде из двух нью-йоркских компаний: ландшафтного бюро Field Operations и мастерской Diller Scofidio + Renfro (победители конкурса на фирменный стиль парка «Зарядье» в г. Москва). Совместно с ними в работе принимал участие знаменитый ландшафтный дизайнер Пит Аудольф. Авторы поставили своей целью сохранить характера флоры и фауны, сложившегося на эстакаде за 20 лет, после ее закрытия. Кроме того, рельсы оставлены на прежнем месте, чтобы напоминать об истории этого места. Весь променад разбит на зоны прогулок, отдыха, собраний, тупиков и смотровых площадок.

Архитекторы совершенно по-новому решили переходы одних материалов в другие. Все покрытие эстакады была полностью заменена на специальное бетонное, которое после посадки растений размывает границу между мягкой и твердой поверхностью. Прогулочные дорожки, плавно переходящие в полудикие газоны, расположены там, где когда-то ходили товарные поезда. Изредка виднеются отреставрированные фрагменты железнодорожных путей.

Не менее ответственно подошли к созданию сада. Цветы подбирались с расчетом на то, что их окраска и текстура будет меняться на протяжении всего года. Каждую неделю появляется новый цвет, а зимой — новые.

Всего за три года парк на месте заброшенной железной дороги, построенный по инициативе двух людей, приобрел всемирную известность. В 2012 году авторитетный журнал Travel+Leisure включил парк The High Line в десятку самых популярных достопримечательностей мира.

Проект парка наглядно демонстрирует, как без внедрения дополнительных технологий преобразить пришедшую в упадок промышленную территорию. Это еще один аргумент в пользу создания общественных садов на крыше. Поэтому повторное использование заброшенных сооружений и территорий может быть применено в любом городе при грамотном подходе.

Текст: Лилия Титова
Ссылки: источник 1, источник 2, источник 3.
Нравится1 Поделиться Поделиться Ретвитнуть