Гармошка – символ Саратова. Такой же, как глиняная игрушка. Если вы хотя бы немного знакомы с народным творчеством, то наверняка должны были слышать и о первом, и о втором. Если нет, Smog расскажет.

garm

Мы разобрались, что же сейчас происходит с саратовской глиняной игрушкой и гармоникой.

Гармошку держит в руках на проспекте Кирова статуя усатого музыканта, а игрушку много лет изготавливали в саратовских сёлах и деревнях. К сожалению, подобные значимые для истории города народные промыслы часто остаются без финансовой поддержки со стороны государства, потому изготавливаются и продвигаются в массы только небольшой заинтересованной группой людей.

Гармошка

Саратовская гармоника впервые появилась в середине XIX в. и быстро прославилась своим уникальным звучанием и громкостью. Однако в наше время её производство практически исчезло, а некоторые секреты изготовления вообще утрачены. Несколько лет назад на базе профессионального лицея СГТУ мастера-гармонисты учили студентов изготавливать гармошку, однако такая инициатива быстро сошла на нет. Сейчас саратовскую гармошку делают только в мастерской Олега Аристархова. Также недавно открылся Музей саратовской гармоники при СГТУ.

img_9237

Мастерская саратовской гармошки Олега Аристархова на территории АО «Нефтемаш» существует чуть больше года. Олегу – 45 лет, до открытия своей мастерской он работал дома, как все старые мастера. В его коллективе шесть человек, и, как он сам говорит, все они – волонтёры.

img_9256

– Саратовская гармошка – достаточно сложный инструмент, который не приносит большого дохода. Деньги, которые остаются, идут на закупку комплектующих и прочих инструментов. От государства мы ничего не получаем – всё своими силами и средствами. Работаем на самоокупаемость, учимся сами. Поэтому, можно сказать, работаем за идею, на полудобровольных началах.

Олег признаётся, что именно на саратовской гармошке играть не умеет, но тут же выдаёт звонкую игру. Но это, по его словам, не игра, а так – попробовать, настроить.
Новенькая, миниатюрная гармошка, покрытая лаком, заиграла только сегодня. Она настолько громкая, что слушать, находясь от неё в метре-двух, – тяжело. Гармошку сделали для Калмыкии по частному заказу.

– Раньше мастерская занималась полупроизводством, – рассказывает Олег. – Мы ремонтировали гармони, заказывали новые части вместо сломанных. Теперь мы можем изготовить саратовскую гармошку. Например, вот эту гармонь, которая у меня сейчас в руках, и другую, точно такую же, мы делали два месяца. Срок исполнения мастеровых гармоней – девять месяцев. Есть заказы и на них. Дмитрий – наш столяр, отлично обращается с деревом, со станками. У него есть сертификат по сборке саратовской гармошки, он в своё время учился этому в колледже им. Гагарина. Пару лет назад сборке гармошки учили в мастерской при колледже, сейчас уже нет. Несколько ребят оттуда работают у меня сейчас, я стараюсь дать им те знания, которые они недополучили.

img_9239

По словам Олега, самое сложное в создании гармошки – это работа с голосами, её звучанием. Она требует не только навыков, но и, возможно, определённого дара, слуха.

– Эта гармонь получилась очень громкой: у меня уши в трубочку сворачивались, пока я её настраивал, – говорит Олег и пробует сыграть немного на гармошке. – В колледже Гагарина ребята делали инструменты на уровне сувенирных. Мы делаем профессиональные и полупрофессиональные инструменты. Когда инструмент собирается, голоса гармошки донастраиваются в собранном виде. На каждой кнопочке – по три голоса.

Заказы на ремонт и изготовление гармошек приходят в мастерскую из Калмыкии, Казани, Астрахани, Волгограда, Екатеринбурга, Москвы и других городов России. Из Саратова заказов мало. Как говорит Олег, Саратов – бедный город, и бедность заставляет людей экономить: люди «пиликают» на полусломанных инструментах. Ремонт фабричных гармоней стоит от 500 до 3000 руб.

img_9245

– Заинтересованность в Саратове есть, но она ограничена финансами. Новая гармошка стоит 40 тыс. и изготавливается месяц. Всё делается вручную: сборка, резьба, гравировка. Каждая мелочь занимает определённое время, и, как бы ни хотелось, быстрее собрать не получится. Создавать гармошку тяжело и дорого. Нужно покупать цветной металл, нарезать его лазером, вручную изготавливать даже шайбочки под шурупы, а шурупы – немецкие. Дерево – горно-алтайская сосна, местное не используем. Только берёза, сосна, палисандр, ольха, ель. Лак – тоже качественный и дорогой. Дерево привозят из Барнаула, Кирова.

На полках в мастерской стоят баяны и гармони прошлого века, как в музее.

img_9250

– Люди из разных городов и стран утверждают, что такой качественной и хорошей работы, как у нас в мастерской, почти нигде не найти, – рассказывает Олег. – Есть, конечно, те, кто говорит: «Да я делаю, ремонтирую, больше никто так не делает, я вот начинал, а больше никто не умеет». Потом эти люди берут в руки инструмент, а он не играет.

1 сентября в музейном пространстве СГТУ открылся Музей саратовской гармоники.

– Когда гармонист со стажем Александр Богатов продемонстрировал на открытии прыть новой гармошки, – вспоминает Олег с нескрываемой радостью, – многие были очень удивлены звучанием. Маленькая, громкая, удобная в игре и лёгкая в управлении гармошка. Вообще, саратовская гармошка – не для свадебных потех. На свадьбах играют на других инструментах, других гармошках. А саратовская гармоника нужна для того, чтобы дать жару – развеселить людей, и предназначена для улицы.

Сейчас протягивает руку мастерской Олега Аристархова Торгово-промышленная палата и Гильдия ремесленников, но этого, на его взгляд, мало:

– Люди должны хотя бы знать, что такой инструмент есть и он востребован. На нём играют во многих дворах и домах до сих пор. Мой друг рассказывал мне, как услышал однажды, что на саратовской гармошке играл его сосед во дворе. Инициатива должна исходить от администрации, правительства. Да, они вкладываются в это дело в какой-то степени; сейчас ведутся переговоры, чтобы снова учить молодых ребят собирать гармошку при СГТУ, запустить цех. Но этого всё равно мало: механизм должен работать не где-то в одном месте, а сразу везде, как автомобиль. Машина ведь не поедет, если у неё работает только одно колесо, так же и здесь. Процесс популяризации идёт, но он достаточно вялый. Есть ощущение, что он просто для «показухи».

Игрушка

По мнению разных историков, саратовская игрушка либо появилась вместе с переселенцами, либо зародилась в начале XVII в. в пригородных деревнях из местных глин. Саратовская игрушка – малый глиняный художественный промысел. Исчезла игрушка в середине прошлого века, но усилиями мастера Петра Африкантова и краеведов Саратова её история восстановлена, а люди снова научились изготавливать глиняную игрушку.

15067_900

Игрушка бывает двух видов: сушка (которую сушили) и жжёнка (которую обжигали). Жжёнка – золотистого цвета, а сушка – природного: коричневатого, серого, желтоватого, белого. Из глины изготавливались в основном свистки, животные, иногда – люди. Особенность игрушки – штамповая роспись: круг, треугольник, квадрат, крестики, звёздочки. Узоры вырезались ножичками или создавались штампами.

afrikantov_igrushechnik

Как говорит игрушечник Пётр Петрович Африкантов, на саратовскую игрушку долго никто не обращал внимания, поскольку она была довольно привычным элементов в жизни сельского человека и считалась чем-то, что само собой разумеется.

– Изначально моя работа была связана с лепкой из глины, – рассказывает он. – Я лепил игрушку, но не саратовскую, у меня не было тогда осознания того, что это нужно как-то поднять, возродить, не думал, что это важно. В какой-то момент я понял, что и о саратовской игрушке надо сказать, надо её лепить. Тогда собрался и поехал по деревенским, родственникам – узнавать, кто что помнит из истории игрушки, как кто её делал.

Два года Пётр Петрович учил лепить саратовскую игрушку не только детей, но и взрослых. При министерстве культуры были созданы курсы, которые моли посещать и взрослые люди. За два года их окончило 70 человек.

– Чем больше людей научится создавать игрушку, чем больше про неё говорить, тем больше людей о ней узнают. Моё основное дело – научить людей. Когда я продавал игрушки, многие подходили и спрашивали, а что это, а как делается. Если делать одному, то никто про это не узнает. Знания надо передавать. Поэтому и были организованы курсы.

15874_900

По словам Петра Петровича, у игрушки всегда был покупатель. Когда он продавал игрушки на улицах, за полдня люди могли раскупить всю партию – несколько десятков штук. Игрушка помогла его семье пережить 90-е годы: вечерами он вместе с семьёй лепил, а днём – продавал.

16200_900

– Подходили разные люди и говорили: да это же наша, саратовская, игрушка! – вспоминает он. – Иногда даже милиционеры меня не прогоняли с мест, поскольку видели, что я продаю то, что сделал сам, – саратовскую игрушку. Конечно, приходилось и переходить с места на место. Бабки рядом со мной торговали чулками, а я – игрушкой… Хорошо, что я передал знания, это – самое главное. Недавно видел работы своей ученицы на Увеке – очень хорошо, достойно. Поэтому, на мой взгляд, у саратовской игрушки всё неплохо: люди учатся, и это важно. Не я важен в том плане, что столько-то игрушек налепил, а то, скольких я обучил, скольким передал. Люди заинтересовались, они научатся, будут лепить на продажу и также в этом направлении развиваться. Востребованность у людей есть, в этом я убедился на собственной практике. Люди будут учить друг друга, организовывать выставки. Моя заслуга лишь в том, что я рассказал о саратовской игрушке.

Игрушка для продажи изготавливается партиями: сразу создаётся несколько десятков фигурок. Мастер украшает их при помощи штампиков, а затем покрывает молоком, раскрашивает или обжигает. Технология на первый взгляд кажется не такой уж и сложной, однако мало у кого выходит изготовить с первого раза, даже, казалось бы, такую простую вещь, как свисток.

16831_900

Сейчас Африкантов ведёт гончарный кружок в школе Заводского района, а кружок лепки игрушки он передал своей бывшей ученице.

– Я считаю, что надо вовремя отойти от дел, – объясняет он. – Я несколько десятков лет говорил об игрушке, собирал о ней истории и писал книги – пьесы, романы, рассказы. Надо уметь передавать своё дело, а не схватиться за него и говорить, что вот это моё и я никому не отдам. Важно, чтобы игрушка была востребована у обычных людей, а не только у тех, кто изучает культуру и историю Саратова. Какой будет прок, если мою книгу о саратовской игрушке посмотрят один-два искусствоведа из университета?

Сам я игрушки, конечно, продолжаю делать, но уже не на продажу, а только единичные экземпляры, для себя.

1 ноября в Областном доме народного творчества пройдёт фестиваль саратовской игрушки, куда мастера со всех районов привезут свои поделки. Кроме того, глиняные игрушки представлены в музее им. Радищева, а также Саратовском областном музее краеведения. Пётр Петрович предлагал план по развитию саратовской глиняной игрушки для министерства культуры, но его запрос пока остался без ответа.tochka

Где можно познакомиться с саратовским народным творчеством?

1) Саратовский областной музей краеведения. Пожалуй, в этом музее должен хоть раз побывать каждый саратовец, чтобы лучше знать историю своего края;

2) Саратовский этнографический музей. В музее часто проходят выставки и мастер-классы, концерты, начиная игрой на домре и заканчивая резьбой по дереву и плетением из пряжи;

3) Саратовский областной центр народного творчества. Центр объединяет различные творческие коллективы города, проводит выставки, конкурсы и концерты;

4) Музей открылся 1 сентября 2016 г., в нём собраны фотографии различных мастеров гармоники, а также сами музыкальные инструменты. Некоторые из них представлены в единичном экземпляре.

Нравится0 Поделиться Поделиться Ретвитнуть