Старший научный сотрудник управления научной популяризации искусства, просветительской и образовательной деятельности Московского музея современного искусства (ММОМА) Ирина Сосновская произносит эти слова практически в одном предложении, и в этом нет противоречия.

Московский арт-критик, редактор журнала «Диалог искусств» ММОМА (2003–2012), выпускница филологического факультета СГУ 13 марта в Медиатеке-М48 рассказала о выставках и экспозициях, переосмысляющих эпоху 90-х. На лекции «Против всех! Современное российское искусство 90-х. Часть 1» речь шла о проекте ММОМА «90-е: победа и поражение» (2012 года) и  выставках «Реконструкция» в фонде культуры «Екатерина» (2013-2014). Ирина может говорить об искусстве часами и не повторяться. Хотя сам предмет ее научной и культурно-просветительской деятельности сложно вписать в какие-то рамки и определения.

Олег Кулик. «Оранжерейная пара»

Чем так интересна эпоха 90-х для художников сейчас?

В последние годы сразу несколько институций сделали проекты-реконструкции, в которых воссоздавалась атмосфера искусства постперестроечного времени, переосмыслялись архивные материалы. Например, выставка-спектакль в жанре вербатим «90-е: победа и поражение» (Вербатим- документальный театр — вид театрального представления, получивший определённую популярность на рубеже XX—XXI веков. Прямо на глазах аудитории разыгрывается жизнь реальных персонажей). Это был совместный проект Московского музея современного искусства и Театра Наций. В пространстве «убитого», разгромленного здания, переданного театру, решили рассказать о сложной переходной эпохе. Актеры, игравшие художников (у них на груди были таблички с именами «Олег Кулик», «Анатолий Осмоловский» др.), вели диалоги среди плакатов и фотографий акций тех лет.

Я думаю, что видеозапись этого спектакля могла бы быть интересна тем, кто не видел этот проект «вживую», особенно зрителям в регионах. Надо сказать, что в Московском музее современного искусства я представляю интересы регионов, потому что я сама человек из региона. Мне очень хочется ту информации, которая сейчас лежит «мертвым грузом» в архиве нашего музея — о прошедших выставках, лекциях, акциях — превратить в методический материал для образовательных программ, которые будут доступны самой широкий аудитории.

Можно ли уже сейчас переосмыслить непростую эпоху 90-х?

Сегодня зрителям даже проще представить то, что происходило в 90-е годы в искусстве, чем из самих 90-х. Тогда круг посетителей выставок современного искусства был очень узким. Разобраться в актуальном художественном процессе было сложно даже выпускникам факультета истории искусства МГУ, так как учебные программы заканчивалась на середине ХХ века. Те кто хотел что-то понять, занимались самообразованием, а затем стали первыми кураторами и теоретиками современного искусства в России (Екатерина Деготь, Андрей Ерофеев, Владимир Левашов, Ольга Лопухова и др.)

Дмитрий Гутов. Реконструкция инсталляции 1994 года «Над чёрной грязью» в галерее Риджина

То есть нам сейчас «виднее»?

За последние годы изданы книги, сняты фильмы, открыты архивы, выложены в Интернет лекции о 90-х. Регулярно проходят масштабные тематические и персональные выставки. Это дает возможность не только понять, что и почему художники, заявившие о себе в 90-е, делали тогда, но то, как развивалось их творчество в дальнейшем. Например, в ММОМА недавно состоялась выставка Валерия Айзенберга, одного из активных деятелей тех лет, позже организатора успешной программы ESCAPE, представлявшей Россию на Венецианской биеннале 2005 года. Так получилось, что коллективная практика заслонила индивидуальную. К тому же, Валерий долго жил в США и Израйле. Поэтому до персональной выставки в нашем музее, его личное творчество было почти не знакомо даже профессионалам.

Какие форматы образовательных программ сейчас востребованы?

Есть задача объяснить, что такое современное искусство, тем, у кого есть опыт восприятия традиционного искусства. Именно такой курс подготовил для Медиатеки-М48 Алексей Трубецков, саратовский художник и критик. Каждую лекцию он начинал с рассказа о том, как та или иная темы были представлены в классическом искусстве, а затем переходил к современному. Этот формат сейчас очень востребован, особенно он органичен для образовательных площадок  традиционных музеев. Классика снова в моде. Об этом будет и следующий фестиваль текстов об искусстве «Вазари-фест» в нижегородском Арсенале (Волго-Вятский фииал РОСИЗО/ГЦСИ). А организаторы Московской биеннале современного искусства, которая будет походить в сентябре, за семь месяцев до ее начала запустили образовательную программу, которую построили именно на диалогах традиционного и современного, старого и нового. На первую встречу программы, героем которой стал известный петербургский искусствовед Аркадий Ипполитов, в Третьяковскую галерею пришли белее 200 человек, а онлайн-трансляцию смотрели 34 тысячи зрителей.

Может ли современное искусство восприниматься зрителем без специальной подготовки?

У хороших произведений искусства обычно несколько смысловых и образных уровней. Подготовленный, а тем более профессиональный зритель видит больше. Поэтому, при каждой институции современного искусства обязательно проходят образовательные программы. Но для начала, зритель должен быть просто открыт новому опыту.

AES+F. Исламский проект. 1996

Чем интересна саратовская галерея современного искусства ИМХО, членом худсовета которой вы являетесь?

Галерея ИМХО — это самоорганизация кураторов и художников, а также площадка для творческих экспериментов и диалога со зрителем. Сегодня — это очень актуальный формат. Мы мечтаем привезти в Саратов передвижной исследовательский проект «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000-2015» музея современного искусства «Гараж», посвященный феномену сомоорганизаций. Экспозиция проекта  позволит показать зрителям маштаб этого явления и вписать саратовские страницы в исследование музея «Гараж».

Что увидят зрители на новой выставке «Возвращение в Эдем на заре справедливости» в ИМХО?

Выставка, которая открылась 15 марта — продолжение проекта о сериалах «На самом интересном месте…»,  это его 3 и 4 эпизоды. На «Ночь музеев» в мае прошлого года в СОДРИ состоялась споллер-акция этого проекта. В сентябре открылась первая экспозиция, посвященная историческим сериалам и фэнтези «Драконы не дают обещаний», а недавно завершилась вторая выставка — «Совы не то, чем кажутся» — о мистике. Новые эпизоды по определению организаторов — «это встреча двух непримиримых соперников в диванных боях за обладание пультом: сериалов в жанре боевиков (или о супергероях) и мелодрам — мыльных опер». Выставка продлится до конца мая и мы приглашаем на экскурсии по ней всех желающих. А итоговая акция проекта состоится в «Ночь музеев».

Интервью подготовлено при участии Дарьи Кумаковой

Нравится0 Поделиться Поделиться Ретвитнуть