В выставочных залах своя атмосфера: развешены картины, ходят важные люди: они тихо говорят и зачарованно рассматривают экспонаты. Посещение художественной экспозиции – дело ответственное и не всегда понятное. Перед походом в музей в голове целый рой вопросов: как нужно готовиться к выставке? Что делать, если пришел в музей, но ничего не понял? Сколько времени нужно провести перед известной картиной? Мы обратились к сотрудникам саратовских художественных музеев и галерей, и попросили их прокомментировать волнующие нас темы.

tumblr_o92vcaE1z51re2g5ho4_1280
circle (4)

Елена Васильевна Слухаева, заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности Радищевского музея

«Есть несколько категорий посетителей музея. Одна категория – это подготовленный зритель, он ориентируется в мире искусства, знаком с художниками и приходит в музей не столько удивляться, сколько получить эстетическое удовольствие от встречи с подлинниками. Хотя бывают случаи, когда выставка удивляет даже самого опытного посетителя. К примеру, сейчас у нас проходит экспозиция работ Бориса Мессерера – выставки такого уровня случаются редко и оставляют яркое впечатление.

Есть зрители, для которых сходить в музей – это повод отметиться. Может быть для того, чтобы водить своих детей, может для того, чтобы похвастаться перед друзьями. Может быть, и ребенку это неинтересно, и взрослому это не нравится.

Другая категория зрителей – те, кто никогда не интересовался искусством и случайно зашел в музей. У таких посетителей может быть разная реакция. Одни могут равнодушно пройти по залу, их не удивишь ничем и никогда, потому что для него это чуждо. Другие, те, в ком живет стремление к прекрасному, будут поражены и удивлены. Даже если попали в музей в первый раз и случайно. Встреча с настоящим подлинным искусством – это всегда потрясение.

И это не только мое мнение, но и мнение тех людей, которые очень чутко реагируют на изобразительное искусство, я уже не говорю о театре, о поэзии, о литературе. Человек определенной душевной породы встречается с искусством, то всегда делает для себя открытие: будь это работа Шишкина, будь это икона, или картина Леонардо Да Винчи. После этого, он приходит домой и начинает искать информацию о художниках, о направлениях в справочниках и Интернете.

Подготовиться к походу в музей можно. Но опять же: вы можете прочитать все о Леонардо да Винчи, специально для того, чтобы посмотреть в Лувре на Джоконду и сказать: «Ну, и что? Ну, сидит женщина и улыбается». И выйти таким же совершенно равнодушным, хотя знания до этого были получены, и глазами зритель посмотрел на картину, но, при этом, остался равнодушным».

Главный критерий оценки выставки, как и в любом другом виде развлечений, удовольствие от увиденного.

circle (1)

Ирина Похазникова, главный научный сотрудник отдела музеефикации СГХМ «Усадьба В.Э. Борисова-Мусатова»

«Как нужно готовиться к выставке? Думаю, что «нужно» в этих вопросах стоит заменить на «можно» — и тогда все встанет на свои места. Все выставки и их посещение для большинства людей — дело добровольное и обусловлено личными желаниями и увлечениями. Конечно, можно перед визитом почитать/посмотреть про художника/эпоху/стиль и прочее. А можно и не смотреть… Никто не ждет от вас академических познаний, а уровень вашей эрудиции — ваше личное дело. Свежий взгляд порой способен открывать новые горизонты.

Главный критерий оценки выставки, как и в любом другом виде развлечений, удовольствие от увиденного. Если воспринимать выставку как некую проверку знаний — удовольствие от нее получить сложно. Экспозиция может либо понравится, либо нет.

Экскурсовод не обязателен. В Больших современных музейных центрах работают службы, которые занимаются созданием разнообразных познавательных программ для гостей музеев. Интерактивность — одно из ключевых направлений нашей деятельности. Если музей маленький — то, думаю, хотя бы аннотацию для посетителей всегда предложат.

Мне очень сложно представить ситуацию, когда человек совершенно случайно попадает на выставку современного искусства. Она вырвана из контекста и бывает крайне редко. Все-таки кто-то кого-то куда-то, как правило, ведет. Но если вдруг — это именно она, и нет того, кто объяснит разницу между перфомансом, хэппенингом и акционизмом, то имеет смысл просто посмотреть по сторонам и понять — нравится — не нравится, близко — не близко, интересно — скучно. Совершенно непредсказуемо, окажетесь ли вы достаточно подготовлены для современного искусства и его конкретных воплощений.

А вот если ничего не понял, то можно хотя бы попробовать понять — что именно не понял — всегда есть шанс разобраться, было бы желание. Все это — к размышлениям о человеческой любознательности. Можно больше не ходить, не читать, не смотреть, рассердиться на современное искусство. А можно — читать, смотреть, интересоваться — и получать удовольствие от этого процесса.

Выставка — это форма развлечения, направлена на удовольствие, на получение эмоций. А вот отправной точкой для понимания искусства она может стать. И снова — любознательность, активная жизненная позиция».

Поскольку приоритетным для художника, который занимается современным искусством, является работа со смыслами, то основная задача зрителя — «считать» визуальный образ и «взломать» этот смысловой код.

circle (2)

Наталья Курилова, научный сотрудник сектора новейших течений отдела современного искусства Радищевского музея

«К профессионально сделанной художественной выставке ее авторы обязательно готовят множество сопроводительных материалов. Как правило, уже в самом названии содержится ее основной посыл, который сообщается зрителю. Большинство серьезных выставок, которые организуются сегодня (будь то выставки традиционного или современного искусства), представляют собой кураторские проекты, то есть являются законченным высказыванием на какую-либо тему в искусстве. Их концепция, основная идея раскрывается в тексте куратора, предваряющем выставку, а также в экспликациях, которые можно встретить на экспозиции: это могут быть тексты, сопровождающие каждый новый раздел или/и отдельно взятое произведение. Замечательно, когда зритель знакомится с этими текстами заранее, однако это можно сделать и в процессе посещения выставки, при непосредственном «контакте» с произведениями искусства. Кроме того, в рамках выставки могут проводиться тематические экскурсии, лекции, мастер-классы, видеопоказы, дискуссии, к ней может быть подготовлен аудиогид, каталог и т. д. Все эти мероприятия служат главной цели — дать возможность зрителю как можно более полно погрузиться в материал. Поэтому ему остается лишь сделать выбор — насколько максимальным это погружение будет.

Выставки нужно посещать, прежде всего, для того, чтобы вживую увидеть произведение  искусства — не секрет, что никакое самое качественное издание или цифровая копия не способны представить его так, как оно воспринимается в реальном времени и пространстве. А еще для того, чтобы учиться размышлять, анализировать, задавать вопросы и находить ответы, развивать эстетическое чутье и способность к творчеству, и, конечно, получать от этого удовольствие!

Необходимость в экскурсионном сопровождении зависит от целей зрителя. У кого-то эмоциональное погружение в произведение наиболее полно происходит наедине с самим собой, кому-то важно для этого вступать в диалог, обращаться к мнению эксперта. И, конечно, обязательно стоит побывать на экскурсии, которую ведет сам художник или куратор выставки, она может стать самой интересной и информативной.

Сколько времени нужно провести у экспозиции, чтобы не выглядеть невежеством? На экспозиции нужно провести ровно столько времени, сколько лично вам потребуется, чтобы невежеством себя не считать.

Что делать тем, кто случайно оказался на выставке современного искусства? Так уж и случайно? То есть шли на выставку Айвазовского в Третьяковку, а попали на Урса Фишера в Гараж? Если вы попали на выставку современного искусства, значит, был какой-то импульс, что-то вас заинтересовало, или вы пошли за компанию с кем-то, кто хотел туда попасть. Впрочем, если и правда случайно, то рекомендации те же. Итак, что делать? Читать, смотреть, задавать вопросы (искусствоведу, куратору, художнику, другу, себе) и еще раз читать! Поскольку приоритетным для художника, который занимается современным искусством, является работа со смыслами, то основная задача зрителя — «считать» визуальный образ и «взломать» этот смысловой код. А дальше — все просто, как на выставке «понятного» (а точнее, кажущегося понятным) традиционного искусства — получать эстетическое наслаждение и вести интеллектуальную работу.

Подготовка к выставке современного искусства не просто желательна, она обязательна, начинается еще задолго до ее посещения и, по сути, зависит от бэкграунда зрителя: необходимо знание истории искусства (так как современный художник постоянно обращается к различным эпохам, стилям, визуальным языкам, переосмысляя их) и культурных, политических, социальных процессов, происходящих в современном мире (так как современный художник постоянно работает с контекстами).

Пришел на выставку и ничего не понял: как быть?

Если регулярно ходить на выставки в течение длительного времени, посещать мероприятия, которые их сопровождают, общаться с художниками и кураторами, то, конечно, через некоторое время начнет складываться художественный вкус, появятся знания. Но для полноценного понимания языка искусства важно обращаться и к другим ресурсам — искусствоведческим статьям и циклам лекций, обзорам арт-критиков, книгам, документальным и художественным фильмам об искусстве, интервью с художниками».

Выставка современного искусства — это слоеный пирог.

circle (3)

Анастасия Колесникова, организатор и участник выставки современного искусства «ИМХО»

«Так называемое «современное искусство» (contemporary art) возникло и развивалось в русле постмодернизма, масштабного явления в культуре двадцатого века. И ему в полной мере свойственны такие характерные черты этого направления, как многослойная структура заложенного в произведение смысла, ориентация одновременно на массовую культуру и на классическую, элитарную традицию в искусстве. Другими словами, выставка современного искусства — это слоеный пирог.

Посетитель такой выставки может «слизать» верхний слой крема, а может «раскусить» его и добраться до спрятанной внутри начинки. Неподготовленный зритель вполне может удовольствоваться только верхним слоем, а для перехода «на следующий уровень» необходимо хотя бы немного ориентироваться в истории развития искусства. Произведения современных художников часто цитируют, прямо опровергают или иначе переосмысляют классические шедевры. Кроме того, даже самые необычные современные инсталляции, объекты и живописные работы по-прежнему обращаются к таким категориям, как прекрасное и безобразное, воздействуют на эмоциональное состояние зрителя. То есть, также, как и в классическом музее, работа может дарить и чисто эстетическое впечатление. Или сознательно отказываться от этого.

Общей рекомендацией посетителю выставки современного искусства может быть совет, который давал когда-то Нео в первой «Матрице» Морфуес, когда учил его перепрыгивать с крыши небоскреба на соседнюю крышу – «очистить сознание». Освободиться от ожиданий, что должно быть в музее, а чего там быть не может, не предъявлять к выставке никаких жестких требований. Вместо этого попытаться понять, на каком языке и о чем говорит художник с нами сегодня. Каждый раз это нужно проделывать заново, современные художники зачастую сознательно нарушают привычную модель восприятия, чтобы обратить таким образом наше внимание на затронутую в произведении проблему.

Если проделать работу по настройке сознания на понимание логики художника, мы увидим, что все современное искусство глубоко проблемно, оно очень критично к миру, в котором мы живем сегодня и беспощадно к любым мифам, которые использует культура потребления для создания эффекта мнимого благополучия. А поскольку мы все живем в эту эпоху, нам всем полезно время от времени ходить на такие выставки, чтобы развивать критическое отношение к действительности. Помощниками в восприятии произведений современного искусства также может стать сопровождающий такую выставку кураторский текст. Его часто пишут на стене большими буквами, не ленитесь прочитать его. В нашей галерее ИМХО помимо кураторского высказывания короткие тексты от авторов сопровождают каждую работу на выставке. Мы также проводим еженедельные экскурсии, на которых рассказываем о художниках и их творчестве, чтобы у наших посетителей возникло представление о современном контексте развития актуальных направлений в визуальном искусстве.

Наши партнеры Медиатека-М48 организовали цикл лекций об истории, развитии, центральных темах и важнейших именах в современном искусстве. Посещение таких образовательных программ может дать ответы на многие вопросы. Мы открыты для диалога, приходите на выставки, экскурсии и лекции — будем разбираться, что к чему вместе».

Нравится3 Поделиться Поделиться Ретвитнуть