в рамках фестиваля Moscow Urban Forum совместно с проектом «Ясный ум» прошла панельная дискуссия «Эмоции в городе. Место человека в глобальном мегаполисе». Психологи, дизайнеры и архитекторы рассуждали о влиянии инфраструктуры на наше эмоциональное состояние и о том, какие решения можно предложить для комфортной жизни в большом городе. SMOG публикует тезисы дискуссии.

tumblr_nq7mukuptx1rsz6mxo4_1280

О карте чувств и эмоций

circle
Владислав Сорокин, архитектор креативных сессий, основатель интеллектуального агенства Brain-to-brain

Французский ландшафтный дизайнер Жиль Клеман предлагал очень простой, но в то же время очень эффективный способ исследования территории: ходить и слушать себя. В тот момент, когда мы «услышим» интересное чувство, нужно обойти территорию ещё раз, но уже с фокусом на новом чувстве, и попытаться создать собственную чувственную и эмоциональную карту территории. Тогда мы начнём «разговаривать» с территорией, понимать её не только с помощью своих чувств, но и себя с помощью этого места.

Данную практику можно использовать в Москве и посмотреть, что мы чувствуем в разных местах, попытаться проанализировать эти ощущения, связать с элементами архитектуры, событиями, которые происходят.

Существует сервис «Эмотион», который пытается ответить на вопрос, где сейчас в Москве хорошо. Он старается анализировать эмоции по твиттеру, сообщениям в соцсетях (sentiment analysis). Пока он работает в тестовой версии, сложно понять, что значат цветные кружочки и куда идти, чтобы стало хорошо. Но стоит задаться вопросом: «Как мы как сенсоры можем работать с этими данными?»

О внимании и сознании

circle-1
Игорь Берхин, сооснователь проекта «Ясный Ум»

То, как построен и устроен город, очень сильно на нас влияет и захватывает наше внимание.

Основной инструмент адаптации к тому, что происходит, – наше сознание и внимание. Мы не всегда можем адаптировать своё тело, но мы всегда можем адаптировать своё сознание, поскольку оно более лабильно.

Когда мы занимаемся своим сознанием и исследуем, как движется наше внимание, мы начинаем замечать всевозможные триггеры, которые «включают» наши эмоции. Чтобы включилась эмоция, сначала должно быть захвачено внимание.

Urban Layers – это интерактивная карта, исследующая структуру городских слоев Манхэттена. С помощью карты вы сможете посмотреть, как архитектурно развивался Манхэттен, начиная с 1765 года, до настоящего времени, и из скольких слоев «фантомной архитектуры» состоит каждый блок.

О напряжении и безопасности

circle-2
Сергей Ениколопов, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ

Человек тратит на дорогу больше часа, а иногда намного больше, и по пути из дома на работу – с работы домой он испытывает огромное количество стресса. На работу он приходит усталым и с неё домой приходит таким же. Он уже не будет радоваться тому, что кто-то из его предков перебрался в город и получил здесь работу, поскольку сам вырос в этих условиях и требует безопасности в первую очередь.

Когда мы хотим безопасный город, нам с удовольствием отвечают: «Увеличим штат полицейских. Видеонаблюдения. Всё под контролем. Будете ходить строем». Так не должно быть. Человек должен быть целостным, самостоятельным, принимающим решения, понимающим, как жить в условиях неопределённости, трудностей. Есть огромное количество маленьких на первый взгляд вещей, которые архитекторы, дизайнеры должны учитывать, снимая наше напряжение.

О специализации пространства и его дизайне

circle-3
Алена Зайцева, ведущий архитектор бюро Wowhaus

Неумелое механическое расставление «скамеек», «фонарей» и «деревьев» внутри пространства приводит к накалу эмоций, раздражённости. Профессиональный дизайнер способен сделать город открытым и дружелюбным, направив его негативную энергию в правильную сторону. Он может программировать среду, а поведение социума в ней создаётся автоматически.

Мы никогда не начинаем процесс придумывания пространства с чистого листа. Сначала мы проводим большое исследование вместе с командой экономистов, социологов, антропологов, маркетологов. Прежде чем придумать, как будет выглядеть место физически, и заложить в него функционал, мы определяем его контекст и потребности – специалитет, уникальность и то, через что мы можем их раскрыть.

Есть места про шум и активность, есть – про тишину и спокойствие. Настроение определённого места заранее понятно. По тому, что архитекторы и дизайнеры в него вкладывают, можно предсказать, как люди будут себя вести и чувствовать в нём.

В контексте города мы понимаем, что нам не нужно десять парков Горького. Нам нужно место, где каждому конкретному человеку будет комфортно и хорошо.

О маленьких пузырях реальности

circle-4
Сергей Кузнецов, основатель квестов в реальности «Клаустрофобия»

Ряд наших игр содержит только развлекательный контекст, удовольствие и фан в чистом виде. Некоторые квесты – про изменение взаимоотношений и взаимодействие; это какая-то интеллектуальная работа. Шесть месяцев назад мы запустили интерактивный спектакль про Москву будущего – в нём очень плотное взаимодействие игроков друг с другом. И здесь скорее про переосмысление.

Наша цель – добавить в город радость, чтобы людям было крайне комфортно жить, а их эмоции были позитивными. В текущей реальности мы стараемся создавать маленькие новые реальности.

Записала Алёна Анюхина

Иллюстрации Eleanor Doughty

Нравится4 Поделиться Поделиться Ретвитнуть