В скором времени Саратов ожидают большие перемены. В 2017 году преобразятся улица Рахова и площадь Кирова. Улица Рахова должна стать точкой притяжения для более чем 70 000 человек, живущих в пешей доступности от нее. Улица станет парком, на ней появятся детские и спортивные площадки, разноуровневое озеленение, комфортная среда для отдыха и досуга. В период с 2018 по 2022 год благоустройство коснется проспекта Кирова, улицы Московской, Привокзальной и Театральной площади, Набережной Космонавтов. Результатом выполненных работ станет 8-километровое пешеходное кольцо, самое большое в Европе.

Первые изменения будут видны уже к началу федерального форума “Среда для жизни. Квартира и город”. К 13 мая приведут в порядок смотровую площадку около Аэропорта. Там реконструируют парапеты, восстановят навес, уберут мусор. На некоторых улицах города будет проведен пилотный проект по замене вывесок. Предложения, внесенные специалистами КБ “Стрелка”, были учтены и администрация Саратова уже сейчас готовится реализовать их на практике.

Заниматься разработкой благоустройства саратовских улиц и площадей будут институт проектирования «Саратовгражданпроект», архитектурное бюро «SNOU Project» и архитектурная мастерская «АрхиБум». Smog поговорил с архитекторами и узнал подробности будущего архитектурного облика города.

Проектная группа

10Сергей Киселев, главный специалист по архитектуре ГУПП «Саратовгражданпроект»:

«Не так давно у нас прошла встреча с представителями КБ «Стрелка». Они подготовили нам довольно подробное техническое задание по улице Рахова, с анализом, включая транспортную систему, пешеходную схему, освещение, присутствие памятников, протяженность улицы, её историю, количество проживающих людей. В техническом задании прописаны все аспекты, но пока это незаконченный план, мы будем его дорабатывать. Улицу Рахова мы делаем вместе со «SNOU Project», наша часть – линейная, а в их ведении находятся места притяжения – площадки отдыха, например. Улицей Московской мы занимаемся в таком же формате, но она идет уже вторым этапом после улицы Рахова. Московская условно проще в том плане, что к конкурентным переговорам мы уже подготовили своё видение этой улицы, анализ, а на счет Рахова ничего, кроме прикидочных эскизов, не было.

Бульвар на Рахова можно назвать «линейный парком». Это значит, что пешеходная дорожка пересекает его прямо и ровно. Хотелось бы сделать что-то более интересное, задать другие направления движения, вместо привычной прямой пешеходной дорожки. Людям должно быть интересно там находиться. Детские площадки должны быть не только для малышей, нужны игровые площадки и для подростков.

На встрече с КБ «Стрелка» обсуждалась тема экологии. Прохожие говорят, что на Рахова пока не очень комфортно отдыхать из-за большого потока машин. Что касается рекламных конструкций и торговых точек, то они, в перспективе, будут убраны, или, по крайней мере, приведены в цивилизованный вид. В южной части улицы приоритет будет отдан детским площадкам, с северной стороны бульвара будет обновленная велодорожка, которую мы переделаем. Сейчас препятствием для беспрерывного движения велосипедистов являются ларьки, тепловые пункты и некоторые другие инженерные сооружения.

Что касается Набережной, то сейчас она, как вы знаете, заканчивается примерно у Академии права, и будет продлеваться дальше. Наш институт делал проект планировки территории, прилегающей к ней. Это перспективное развитие на ближайшие 20-25 лет. Идея такова: улица Рахова по Вавилова примыкает к площади Кирова (это кинотеатр Победа, цирк, Крытый рынок), и она же смыкается с пешеходной улицей проспект Кирова, который переходит в улицу Волжская. То есть, нам нужно сделать такое пешеходное кольцо, огибающее центральную часть города. Основной приоритет отдается пешеходам, хотя здесь достаточно сложный момент в том плане, что Рахова – дублирующая магистральная улица. Представители КБ «Стрелка» будут обсуждать вопросы о том, чтобы сделать транспортную магистраль удобной для автомобилей, но и безопасной для пешеходов. Основной приоритет, конечно, отдается пешеходам, но и транспорту должно быть удобно».

Надежда Шитова, заместитель директора по архитектуре:

«Если говорить о бюджете проекта, то, конечно же, мы будем работать в его рамках. Мы предлагаем оптимистический сценарий развития на этой территории и предлагаем решить вопросы поэтапно. В этом году, скажем, рабочие заменят покрытие тротуаров, изменят форму дорожек, поставят детские площадки, проведут реконструкцию озеленения. На следующем этапе (возможно, через год, в зависимости от того, когда заканчиваются договора аренды), будет решен вопрос ларьков, торговых точек. Может быть, будут просто достигнуты договоренности об изменении архитектурного облика этих сооружений и сносить их не будут. Парковки будут линейными, чтобы не сужать ширину тротуара. Полностью их убирать, конечно, никто не будет, все в разумных пределах.

Самое сложное, пожалуй, перейти от 2-й Садовой, где улица Серова, Телецентр — к Чернышевского. Переход от Чернышевского к Волге – это уже задача проекта Новой Набережной. Нам, в первую очередь, важно создать органичную, удобную, комфортную среду для всех групп населения на конкретных участках Рахова. Будут безопасные пешеходные переходы. Обсуждается вопрос ограждений,  чтобы автомобили не заезжали на тротуары. На Рахова планируется установить двухуровневые фонари, которые могли бы освещать пешеходные связи, велодорожки. Рахова достаточно современная улица, и смысла в исторических фонарях на ней нет. Также предусмотрено несколько уровней подсветки, например, подсветка деревьев, малых архитектурных форм. Такие точечные элементы освещения позволят создать безопасную среду, исключат скопление темных кустов, плохо освещенные дорожки.

Нам важно сбить «совдеповскую» прямолинейность улицы Рахова, создать что-то более живописное, комфортное, мягкое, чтобы это была не пешеходная «беговая» дорожка, а место, в котором хотелось бы задержаться. Все решения по движению транспорта будут направлены на  создание безопасной среды, прежде всего, для пешеходов. Водители ведут себя достаточно агрессивно, о пешеходах практически забывают».

10

Сергей Киселев, главный специалист по архитектуре ГУПП «Саратовгражданпроект»:

«Что касается озеленения улицы Рахова, то, возможно, мы сделаем шумоизоляцию от дороги при помощи тополей тех сортов, которые цветут без обилия пуха. Но никто не исключает и других приемов озеленения, когда высаживается дерево с раскидистой кроной, а внизу – кустарники. В любом случае, что касается озеленения, приоритет отдается многолетним сортам, которые не требуют особого ухода и много цветут.  Для того, чтобы озелененный бульвар в дальнейшем функционировал много лет  и растения не погибали, безусловно, должна быть исключена перевалка убираемого снега с химикатами и реагентами на кусты и растения. Снег нужно вовремя вывозить с бульвара. Плитка будет не скользкая. Мы постараемся найти местных производителей, которые изготовили бы качественный продукт. Возможно, будут и альтернативные покрытия, чтобы не просто тупо закатать в плитку весь бульвар. В транзитной зоне возможен один тип покрытия, в зоне отдыха – другой, на детской площадке – третий, на спортивной – четвертый. Главное, чтобы покрытие было безопасным. Также важно, чтобы на Рахова появились общественные туалеты».

Надежда Шитова, заместитель директора по архитектуре:

«Сначала мы занимались только Московской, поскольку именно она была обозначена в конкурентных переговорах. Улицу Рахова не рассматривали. Мы не знали, кто будет принимать участие в конкурсе. Команды не имели возможности общаться между собой, все было конфиденциально. В результате, даже на конкурентных переговорах мы не могли посмотреть, что делают коллеги из других организаций, а они не могли видеть наши решения, пока окончательно не появился протокол результатов. Только потом мы смогли ознакомиться с решениями коллег.

Конкуренты – это условное обозначение, конечно, поскольку все эти люди – однокурсники, друзья или знакомые наших сотрудников.

До конца апреля мы сдаем дизайн-концепцию по Рахова. С первого мая до середины июня разрабатываем концептуальное решение улицы Московской. Улица протяженная, от железнодорожного до речного вокзала. Возможно, где-то мы увеличим ширину тротуара для пешеходов, при этом, не убирая парковки, сделав их линейными, параллельными, не перпендикулярными. Формат плитки и освещения будет приближен к историческому рядом с участком около Музейной площади и собора. На Московской довольно непросто с озеленением. Там, где расположены исторические фасады, будут, скорее всего, деревья с малым развитием кроны. В дореволюционные времена деревьев на этой улице не было, их высадили в советский период.

Самый сложный участок – тот, где улица Чапаева пересекается с Московской, и происходит движение до Астраханской. Кроме того, много больших автобусов ходит из Саратова в Энгельс до Чернышевской. Нельзя просто перенести транспорт, ничего не проанализировав. Если будем переносить автобусные павильоны, то только в том случае, когда они сами по себе требуют замены, или карман, где мог бы припарковаться автобус, маловат. Все мероприятия будут вести к упорядоченному движению транспорта, увеличению безопасности движения транспорта и пешеходов».

Архитектурное бюро Snou Project

Основано в 2008 году

Проектная группа

7Николай Новичков, главный архитектор SNOU Project:

«В первую очередь мы занимаемся благоустройством улицы Рахова, затем – улицы Московская. В нашей компетенции находится площадь перед зданием «Аэрофлота», вход в Городской парк, перекрестки, детские площадки, а также место, где 2-я Садовая улица соединяется с улицей Чернышевского. Наша задача – создать концепцию, образ улицы Рахова, продумать озеленение, мощение, освещение, элементы благоустройства. Сегодня мы совершили трехчасовую прогулку по Рахова, побеседовали с мамами, которые гуляли там вместе со своими детьми. Люди, в принципе, довольны, но, в основном, эта улица используется у них в качестве транзитной зоны, где можно остановиться ненадолго по пути в Горпарк или магазин. Нам важно создать комфортную среду для разных социальных групп, чтобы на этой улице было комфортно всем.

Со стороны Вавилова нужно убрать киоски. Этот участок – потенциально очень интересный, расположен рядом с красивым зданием «Аэрофлота», люди идут по нему на улицу Рахова от Крытого рынка. Сейчас этот узел «закрыт» и находится в непотребном виде, горожане стараются побыстрее пробежать мимо него. Площадь перед сквером 1905 года заставлена мусорным баками, которые, конечно, надо будет как-то переносить, убирать.


То, что мы сейчас делаем, можно назвать «городской хореографией». Сегодня мы посмотрели, в каком состоянии находится улица Рахова, и постараемся срежиссировать эту городскую среду  так, чтобы она стала комфортной, создать такой «городской театр», «городской балет».


Скорее всего, возникнет сквер, где 2-я Садовая выходит на улицу Чернышевского. Сейчас там стоят киоски, торговый павильон, за которым находится большая зеленая буферная зона между девятиэтажным домом и проезжей частью. И эта зеленая полоса будет выходом к набережной.

Мне кажется на бульваре со временем должны появиться небольшие кофейни с открытыми площадками, кафе-мороженное, павильоны вело-проката, но не такие как сейчас, а компактнее, прозрачнее и так, что бы не мешали движению по бульвару. В вечернее время они должны способствовать и повышать ощущение безопасности.

Что касается улицы Московской, то она является неким временным срезом, на котором расположены исторические архитектурные слои, начиная от барокко и заканчивая советским модернизмом 1970-х годов. С одной стороны на ней находится Свято-Троицкий собор, с другой – железнодорожный вокзал, построенный в 70-е. Московская связывает сразу три городских кластера – исторический, который тяготеет к Троицкому собору, центральный, который ближе к проспекту Кирова, и западный, относящийся к железнодорожному вокзалу. Московскую можно сравнить со скелетом, на который нанизаны другие улицы. Каждый из кластеров можно использовать как некую образную, цельную среду, обладающую своей уникальностью. Например, исторический кластер – уютный, музейный, центральный – динамичный, активный, западный – въездной.

На Московской есть территории, которые мы могли бы использовать для благоустройства, но пока эти территории никак не задействованы. Есть места, которые использовались для автобусных остановок, и сейчас эти пространства пустуют. Остановки на улице являются неким промежуточным вариантом между магазином, ларьком и остановкой. По-хорошему, они так выглядеть не должны, не должны быть каким-то «франкенштейном». Сначала строится один ларечек, затем к нему прирастает другой, третий. Это как с рекламой – появляется одна, и, если ее не убрать, рядом налепят другую.

Та сторона, где ездит общественный транспорт – она солнечная, а участок, где расположено военное училище – огромное поле под палящим солнцем. Озеленение там просто необходимо. Его нужно туда возвращать, а также создавать точки активности, где могли бы отдыхать и собираться люди.»

6Сердюков Сергей, директор SNOU Project:

«На улице Рахова мы должны создать возможность комфортного передвижения, организовать велодорожки, пешеходные переходы. Нужна такая среда, в которой было бы приятно находиться,  а не просто перемещаться из точки А в точку Б, важно, чтобы она была, прежде всего, комфортной. Это и  хорошее освещение, благодаря которому ликвидируются темные места, где любят собираться маргинальные группы. Это и качественное покрытие, озеленение, детские площадки.  Сейчас мы перевариваем информацию, делаем заметки, проводим исследования. Рахова – улица с историей, раньше она называлась Камышинской, там осталась часть старинных домов. Логично будет учитывать исторические пласты. Во что это выльется – сложно сказать. Будем работать с современными дизайнерскими средствами.

Московская и Рахова должны стать эталонами пространства. Горожане сейчас могут до конца не представлять, как будет выглядеть классная пешеходная улица, где продумано взаимодействие ландшафта, света. Раньше ведь просто брали и ставили сто одинаковых лавок, не задумываясь о пространстве. На Рахова должны появиться велопарковки, зона для выгула собак, воркаут-площадки, хорошие велодорожки.

Мы стараемся сначала очень подробно исследовать место, прежде чем решить, что конкретно будем делать. Мы прошли по улице Рахова и насчитали ряд проблем, которые теперь можно сгруппировать по блокам продумать их решения. Планируем совершить ещё несколько таких прогулок вечером, днем и утром, провести соцопросы. Я думаю, что нам всем – и «Саратовгражданпроекту», и «Архибуму» предстоит большая командная работа.»

Проектная группа

7Василий Коннов, директор архитектурной мастерской «АрхиБум»:

«Мы благоустраиваем площадь Кирова, включая организацию новых пешеходных связей и прогулочных маршрутов, подсветку и озеленение территории, исключение диссонирующих функций и барьеров, организацию новых функциональных зон. Площадь интересна своей многофункциональностью и богатой историей. Исключение торговых рядов открыло перед городом особое пространство площади-парка с большим потенциалом для общества. К сожалению, данный потенциал до сих пор не раскрыт. Множественные барьеры в форме заборов и ограждений, остатков торговых павильонов и рекламных конструкций, высоких бордюров и разрушенного мощения не позволяют воспринимать пространство площади как открытую парковую зону. Низкая степень освещенности и отсутствие функционального зонирования делают её небезопасной. Сейчас мы занимаемся систематизацией общественных пространств площади по возможным событийным сценариям, создаем разнообразие функционального наполнения и повышаем качество благоустройства с учетом потребностей ее посетителей.

В каждом своем проекте мы учитываем возможные поправки на бюджет, поэтому предусматриваем задачу минимум и задачу максимум, предварительно оценивая капиталовложения на реализацию проекта. Проект благоустройства площади Кирова — не исключение.

Общественные пространства в отличие от зданий не стабильны и факторы, их формирующие могут изменяться в ходе реализации проекта.  Поэтому во время благоустройства важно непосредственное участие авторов и постоянный мониторинг подобных изменений. К примеру, в процессе реализации проекта благоустройства немецкой школы в Москве, архитектор из нашей команды постоянно находился на стройплощадке, что позволяло открывать новые возможности и экспериментировать со средой.

Немецкое бюроTopotek 1 оказывает нам консультационную поддержку. Мы развиваем направление промышленного проектирования в рамках компании «Original Projects», в результате чего совместно с нами были реализованы проекты двух заводов для компании Bosch в городе Энгельсе, в прошлом году создан один из крупнейших инвестиционных проектов компании Henkel в городе Пермь.  К сожалению, пока не удалось пообщаться с ними, так как задание мы получили совсем недавно, в отличие от наших коллег. Кроме того, мы с нетерпением ожидаем с нетерпением Адриана Гёзе в Саратове 17 апреля.

Параллельно мы ведем активную деятельность по привлечению инвесторов в Саратовскую область. Все архитектурное сообщество Саратова старается принимать активное участие в развитии города, мы дружим, встречаемся на конференциях, обсуждаем проблемы городских пространств, поэтому все три команды, участвующие в проекте, прекрасно знают друг друга. В студенческие годы мы работали в отделе генеральных планов Саратовгражданпроекта, со SNOU Project – преподаем в СГТУ. Каждая из трех команд индивидуальна, и мы благодарны нашим коллегам со «Стрелки» за то, что они увидели эту индивидуальность и выдали задачи, позволяющие раскрыть ее.»tochka

Интервьюировала — Дарья Головина
Менеджер — Алексей Пыжов
Редактор — Мария Соловьева
Фотограф — Эллина Амирова
Нравится5 Поделиться Поделиться Ретвитнуть