Светящиеся билборды, кислотные вывески, нелепые рифмы, вихри листовок, гонимые ветром по проспекту Кирова, — наружная реклама давно стала частью городского пространства. Люди, проживающие в соседстве с мигающими стендами, жалуются на слепящий даже через плотные занавески свет; архитектурные элементы спрятались за распродажными слоганами; музыка из секонд-хенда прочно сидит в голове который день.

«Наружка» — огромный сегмент информационного поля уже не первое столетие. Она паразитирует на архитектуре или не даёт горожанам скучать во время прогулки. Что это — маркетинговый ход или нужная информация? Мы уже писали о том, как от наружной рекламы отказались в Сан-Паулу (спойлер: экономика не рухнула), а теперь решили спросить молодых саратовских специалистов, существует ли проблема навязчивой рекламы в нашем городе и как её можно решить.

circle-12
Бану Мулдашева, студентка СГТУ им. Ю.А. Гагарина, специальность «Архитектура», 4 курс:

Наружная реклама существует ещё с античности. Торговые и ремесленные лавки использовали надписи и рельефные таблички, иногда это были даже колья с надетым на них товаром. В городах надписи, повествующие о предстоящих боях, делались прямо на стенах амфитеатров.

Развитие наружной рекламы напрямую связано с урбанизацией, ростом производства и рыночной экономики.

2

В России наружную рекламу стали использовать с XVIII в. На фото — здание Благородного пансиона Московского университета в XIX и начале XX вв. Пансион был продан под торговые заведения. Наглядный пример рекламной мимикрии, где классический фасад здания полностью утопает в вывесках. Есть довольно известный пример временного избавления от рекламы на одной из улиц Вены. Австрийские художники Кристоф Штайнбренер и Райнер Демпф убрали всю рекламу, включая вывески и указатели, на улице Neubaugasse. Акция называлась «Delete!»

3

На мой взгляд, реклама в Саратове весьма кустарна и навязчива. Вполне можно говорить о «рекламном шуме» в центре города. По крайней мере общественные пространства должны быть избавлены от наружной рекламы. Насколько я знаю, контролем качества наружных вывесок занимается Комитет по градостроительству и архитектуре, но распространяется это только на исторический центр. Я за минимум вывесок и уютные минималистичные витрины. Необязательно делать двухметровые вывески — нужно привлекать покупателя приятным, интересным содержанием места и товара внутри самого магазина и правильным маркетингом. Мне кажется, что наружная реклама всё меньше станет актуальной, потому что человек идёт в конкретное место, предварительно сделав выбор онлайн. Улицы должны быть местом отдыха, а не отвлекающей рябью бесполезных вывесок. Но отказаться от наружной рекламы полностью не выйдет — это своеобразный способ ориентирования. Однако вывески нужно согласовывать со специалистами, подбирать цвет, материал под архитектуру и улицу. Я нашла образцы выполнения художественно-графического решения вывесок в Санкт-Петербурге, где представлен набор шрифтов для отдельного архитектурного стиля.

Человеку в общественных пространствах должно быть комфортно. Я против, например, рекламных стендов, что поставили на пр. Кирова. Это неудобно, они мешают обзору, и это опасно. Мне не нравятся мигающие световые вывески — они напрягают очень сильно. Как вариант — рекламу можно выносить на остановки и периферийно, чтобы всё это не превращалось опять же в шум.

circle-13
Анжелика Севостьянова, студентка СГТУ им. Ю.А. Гагарина, специальность «Архитектура», 4 курс:

Находясь на улице, человек воспринимает большой объём информации, и каждый год этот поток только возрастает, но человеческий мозг не в состоянии обрабатывать такое невероятное количество. Это негативно сказывается на человеке, его деятельности. Идёт переизбыток сообщений, повышается усталость, и в целом информация не усваивается.

Так, если фасады зданий обязаны иметь паспорт отделки, разработанный согласно картам колористики улицы, входящим в проект генерального плана города, то вывески и реклама таким требованиям не подчиняются и, соответственно, обесценивают все усилия архитекторов. Вывески существуют совершенно независимо и часто согласуются только по месту расположения. Посему нетрудно догадаться о моём отношении к наружной рекламе — оно крайне негативно.

Однако я думаю, что проблема заключается не в рекламе как таковой, а в чрезмерной загруженности рекламными конструкциями разномастной колористики и дизайна вывесок. Чтобы решить эту задачу, мне кажется, надо разработать рекомендации по размещению вывесок, не нарушающих композицию фасадов зданий. Вывески нужно подчинить элементам фасада — не только по форме, но и по цвету. Такие вещи уже имели место быть за рубежом. Пример подчинения вывески фасаду.

8

Вряд ли полный отказ от наружной рекламы когда-то произойдёт — это не слишком рационально для рекламщиков. Но, если всё-таки такое случится, вряд ли город опустеет — считаю, он действительно откроется перед нами в новом свете, мы увидим его индивидуальность. Странно считать, что в Саратове нет ничего примечательного. На самом деле, если очистить исторический центр от рекламы и обновить фасады, вы не узнаете Саратова. Взять, к примеру, пр. Кирова: все первые этажи (да и — порой — вторые) вдоль этой улицы забиты рекламой. Чтобы понять, как выглядит тот или иной дом, надо задрать голову повыше.

circle-14
Елизавета Гарина, студентка СГТУ им. Ю.А. Гагарина, специальность «Архитектура», 3 курс:

Реклама уже давно стала неотъемлемой частью современного городского пространства. И она в первую очередь должна быть умной. Только в таком случае можно считать её эффективной, а иначе зачем она вообще нужна?

Это желание (или нужда) предпринимателей экономить абсолютно на всём приводит к появлению на улицах города ужасных постеров с заголовками «суперакция», «хит сезона», «мегаскидки», которыми завешивают окна и стены зданий. И, видимо, чем больше плакат, тем круче и престижнее. Хотя и цветные листочки А4 тоже идут в ход: мы часто видим сквозь стёкла торговых зданий: – 50%. Не встречала ещё человека, положительно относящегося к такому маркетингу.

12

Если внедрять рекламу в исторический центр, помимо прочего, она не должна конфликтовать с архитектурой, и уж тем более рекламными афишами не должны заклеивать исторические памятники. Чего не скажешь, к сожалению, о рекламе в нашем городе. Нужно либо гармонично вписывать рекламу в городское пространство, либо отказываться от неё вовсе. Недостаточно розовыми буквами на жёлтом фоне написать «Мы открылись!».

Должен быть какой-то эстетический контроль над наружной рекламой на государственном уровне, должно происходить предварительное согласование мест её размещения. И тогда будет нам счастье. Плюс ко всему: никто не мешает создавать рекламные арт-объекты, обращаться к актуальному искусству. Если реклама, то не обязательно неумный стандартный текст на контрастном фоне (хорошо если в фотошопе, а не в Paint выполненный), распечатанный на клеёнке.

Реклама может быть в современном городе и, наверное, даже должна быть. Но она должна быть грамотной и гармоничной в условиях окружающей среды.
Если мы совсем от неё отказываемся, улицы выглядят явно чище. Отсутствие рекламных постеров, афиш, вывесок заставляет нас обращать внимание на архитектуру, которой центр нашего города не обделён.

circle-15
Василий Попов, студент СГТУ им. Ю.А. Гагарина, специальность «Архитектура», 4 курс:

Реклама давно и плотно вошла в нашу жизнь. Мы к ней привыкли, мы её не замечаем, воспринимаем её как должное, но она нас раздражает.

Почему? Всё дело в том, что раздражает реклама, которая не вписывается в существующий колорит, нарушает цветовые или архитектурные решения. Порой даёшься диву, как на исторических зданиях размещают банальные крикливые вывески. И эта безвкусица, как дикий виноград, заполонила наши улицы.

Ограничения, запреты? Возможно, они нужны, но одними нормативными актами ситуации не исправить. Необходим комплексный подход, сочетающий в себе решения регуляторов и те, что направлены на создание комфортной архитектурной среды на основе симбиоза рекламы, новых технологий и сохранения исторических ансамблей. Одним из таких примеров можно назвать решения властей Краснодара в сфере регулирования рекламной продукции, размещаемой на фасадах зданий и улицах.

Без рекламы не обойтись, она есть часть современного социума. Наша задача — сделать так, чтобы ещё на этапе проектирования или разработки аванпроекта были предусмотрены площади и концепции размещения рекламы наряду с парковочными местами и элементами доступной среды для маломобильных групп населения. Например, такая концепция была заложена в один из моих учебных проектов.

Стилистика рекламного модуля выполнена в духе арт-объекта и органично вписывается в общий архитектурный ансамбль, не нарушая его целостности.

Нельзя бороться с тем, что необходимо современному образу жизни, но надо подготовить для него почву. Мне искренне хочется, чтобы реклама была красивой.

tochka
Нравится3 Поделиться Поделиться Ретвитнуть