В последнее столетие кинематограф по силе воздействия на зрителя достиг, пожалуй, уровня античной трагедии. В XXI веке закономерно говорить о разделении кино подобно литературе – на массовое, элитарное и классическое. Какое именно кино предпочитают эксперты и любители? Сотрудники и друзья Дома кино и Нижне-Волжской студии кинохроники рассказали SMOG о своих любимых фильмах. Не знаете, что посмотреть на этой неделе – выбирайте что-нибудь из списка: от советской классики до польского арт-хауса, от «Мстителей» до «Бората».

P. S. Максимально неуловимыми, к нашему сожалению, оказались Татьяна Зорина и кинооператор, а Роман Васильев хоть и не нашел времени ответить на наши вопросы, но очень помог в подготовке материала.

cinema
5

Андрей Олегович Наймушин, генеральный директор Нижне-Волжской студии кинохроники:

Надо представлять себе, что у человека, который любит кино, не может быть лишь одного любимого фильма, потому что существуют разные кинематографические школы, представителями которых являются талантливые режиссеры, поэтому тут, скорее, можно подразделять любимые фильмы на отечественные и зарубежные. Из наших можно назвать «Рублёва» Тарковского, «Неоконченную пьесу для механического пианино» Михалкова, «Не горюй» Данелия. Среди любимых зарубежных фильмов – «Амаркорд» Феллини, «Профессия репортер» Антониони. Это то, что первое приходит в голову.

Отличие классического режиссера от современного заключается в том, что у классического уже сформировано определенное портфолио, есть несколько работ, которые хочется смотреть и пересматривать. А у современного режиссера даже если и есть такие работы, то не факт, что он снимет что-то еще, нет гарантии, что это не было его лебединой песней. В частности, у нас есть работа, объявленная в 2013 году лучшим отечественным фильмом, «Шапито-шоу». Очень хорошее кино, просто исключительно хорошее, но, к сожалению, я не могу сказать, что это выдающийся режиссер, потому что я больше ничего не видел в исполнении этой творческой группы.

рублев

Евгений, сотрудник ресепшн, отвечает за контроль билетов:

А я фильмы не смотрю, мне некогда смотреть. Если я буду смотреть фильмы, то кто будет нажимать кнопку и впускать посетителей?

Виктор Павлович Борисов, в прошлом работал с Нижневолжской студией кинохроники, сегодня называет себя главным по хозяйственной части:

Так, ну Тарковского трогать не будем, поэтому «Холодное лето 53-го». Из современного мне ничего не нравится. Вот Хабенский, например, такой сюжет испоганил (имеется в виду «Географ глобус пропил» — прим ред.)! Еще из неприятного: как-то слушал интервью Пугачёвой, и она назвала своим любимым фильмом «Последний дюйм», любимый фильм моего детства. И даже песню напела оттуда. Мне стало так противно, что у нее любимый фильм такой же, что и у меня.

последний дюйм
4

Дарья Головина, организатор киноклуба «Пойдем в кино»:

Мне достаточно сложно каким-то образом классифицировать или систематизировать фильмы, которые я смотрю, но чаще всего это артхаус. Из любимых фильмов – «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони. Вся картина, как один большой, тяжёлый сон. Из-за долгих сцен и отсутствия саундтрека сначала смотреть непросто, но спустя какое-то время привыкаешь, и тебе нравится. По окончании остаётся вопрос – а действительно ли произошло то, что произошло, или же фотограф попросту заигрался в «недоследователя»? 

фотоувеличение

Другое кино – «Как я провёл этим летом» Попогребского. На протяжении практически всего фильма в кадре только два главных героя, и режиссёр показывает их так, что смотреть действительно интересно.
А третий фильм, пожалуй, «Галоп» польского режиссёра Кшиштофа Занусси. Когда он приехал на «Саратовские страдания» в прошлом году, мы нашей командой организаторов были настолько очарованы этим человеком, что в следующем же месяце решили показать одну из его картин. «Галоп» – автобиографическое кино про его детство. Моя жизнь тоже когда-то была связана с лошадьми, и это кино мне близко.

1

Екатерина Русакович, координатор Международного кинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания»:

У меня нет списка любимых фильмов. Он постоянно меняется, сегодня один, через неделю уже другой. Неизменным остаётся только одно – моя любовь к документальному кино, которое даёт потрясающую возможность путешествовать во времени и пространстве. Ты только что прогуливался возле стен Саны вместе с Пьером Паоло Пазолини, а через минуту едешь по римской кольцевой с Джанфранко Рози. Вчера через объектив Бориса Кауфмана наблюдал за лазурным берегом Ниццы, а сегодня Джошуа Оппенхаймер показывает тебе ту Индонезию, про которую ни один турист, отдыхающий на Бали, не знает.

герц франк

Документальное кино позволяет увидеть то, что ты не должен был видеть, то, что изначально для тебя не предназначалось. Благодаря документальному кино ты можешь рассмотреть героев, события, предметы так близко, как, возможно, не осмелился бы в реальной жизни. Наверное, поэтому мне нравятся режиссеры, которые не боятся снимать кино на табуированные темы и заглядывать туда, куда обычно не принято смотреть. Таким был Герц Франк, такой сейчас Ульрих Зайдель. Документальное кино уверенно наступает на пятки художественному. Возможно, придя однажды в кинотеатр, мы увидим репертуар, в котором документальных фильмов будет больше, чем игровых.
ульрих зайдль

Лариса Юрьевна Маньковская, кассир:

Да любимых фильмов полно. Это и «Служебный роман», и «Мимино», и все фильмы Гайдая, Рязанова. Они все любимые, и их можно смотреть, не переставая, – никогда не надоест.

2

Алексей Дедюхин, организатор киноклуба «Пойдем в кино»:

У меня три любимых фильма, с каждым из которых у меня связана как минимум одна история.

1. Бешеные псы / Квентин Тарантино / 1992.
Когда-то давным-давно мы начали киноклуб именно с этого фильма. Дело было в далёком две тысячи каком-то году, мы были в аудитории СГУ, с нами было человек 12 студентов, два аспиранта и один преподаватель. Мы смотрели фильм с русской озвучкой и с субтитрами от Гоблина (всё из-за того, что наш механик ещё не умел нормально обращаться с компьютером), а на обсуждении какой-то первокурсник сказал, что в фильме слишком много диалогов и мало действия.

2. Галоп / Кшиштоф Занусси / 1996
Просто бесподобный фильм одного из самых лучших польских режиссёров, который рекомендуется к просмотру абсолютно всем. На прошлых «Саратовских страданиях» нам удалось встретиться с Занусси и договориться о показе нашим киноклубом его фильма.

3. Фотоувеличение / Микеланджело Антониони / 1966.
Мы показывали этот прекрасный фильм Антониони недавно. Мне он понравился, было интересно наблюдать за зрителями, которые оказались к такому не готовы, но в итоге всё равно все разошлись довольными.

Елена Худякова, киновед «Пойдем в кино»:

Отвечать на вопрос о любимых фильмах очень сложно, этот список слишком часто меняется с течением времени, впечатления от одних лент стираются, их место занимают другие, некоторые киноленты просто попадают под настроение. Неизменно на ум мне приходят:

– «Шапито-шоу» – четырехчасовая отечественная фарсовая трагикомедия, где истории любви, дружбы, уважения и сотрудничества переплетаются самым удивительным образом;

– «Гуд бай, Ленин!» – прекрасный и очень добрый фильм о том, как любящий сын останавливает время в своей квартире, создавая иллюзию ГДР уже после падения Берлинской стены, дабы не волновать убежденную коммунистку-маму, которая только что вышла из комы и ни о чем не подозревает;

гуд бай ленин

– «День психа» – польское кино о 49-летнем преподавателе литературы, уставшем от жизни, и его весьма своеобразном, матерном потоке сознания;

– «Призрачный мир» – история двух выпускниц школы, которые пытаются найти свое место в жизни и решить, что им делать с ней дальше. Фильм, где есть еще молодые Скарлетт Йоханссон и Тора Бёрч и уже немолодой Стив Бушеми – прекрасный набор.

призрачный мир

Дмитрий Александрович Ванюков, киновед, доцент кафедры политических наук СГУ:

Любой человек каждые десять лет должен делать перезапуск своих пристрастий. На протяжении последних тридцати лет первая тройка у меня неизменна – это «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, «Андрей Рублёв» Тарковского и «Земля» Александра Довженко. А дальше по списку фильмы меняются. Мне особенно интересен XX век до 50-х годов, ведь сейчас появилась возможность посмотреть все то, о чем читано и что мечталось увидеть.

Фильм, который я смотрел максимально большое количество раз (189) – это «Бриллиантовая рука». В хорошем кино ведь с каждым разом можно открыть что-то новое. А второй по количеству просмотров – это «Бал» Этторе Скола, его я смотрел 52 раза. Из фильмов XXI века больше всего я смотрел первых «Мстителей», я их знаю почти наизусть. Не знаю, как так вышло. Мой любимый жанр – вестерн, наверное, у меня самая большая коллекция вестернов в Саратове.

3

Денис Афанасьев, редактор Нижне-Волжской студии кинохроники, координатор Международного телекинофестиваля «Саратовские страдания»:

Составить рейтинг любимых фильм/книг/песен/городов и т.д. для меня всегда очень сложная задача. В разные периоды жизни, в разные состояния эти списки отличаются. Замечательно, что появился такой портал как «Кинопоиск» с функцией выставления оценок фильмам. Так что поступлю просто: вот рейтинг фильмов, которые я в разное время наиболее высоко оценивал (порядок произвольный): 1. Богиня. Как я полюбила 2. Груз 200 3. Джуманджи 4. Школа (сериал) 5. Банды Нью-Йорка 6. Волчок 7. Европа-Азия 8. Елена 9. Кококо 10. Мелодия для шарманки 11. Танцующая в темноте 12. Kill Bill 1,2 13. Шапито-шоу 14. Борат 15. Горько! 16. Догвилль 17. Моя большая греческая свадьба 18. После прочтения сжечь 19. Трилогия «Властелин колец» 20. «Любовники» (сериал). Комментарии, думаю, излишни.Л

Нравится4 Поделиться Поделиться Ретвитнуть