Агрессивные водители на дорогах были всегда, но с каждым годом участников движения становится больше. Агрессия затрагивает не одного конкретного человека, а цепочку людей, всех участников дорожного движения. Поэтому Smog решил выяснить, откуда берутся агрессивные водители, и с чем их поведение может быть связано.

Для начала разберемся каким именно поступкам на дороге мы присваивали статус «агрессия» (разумеется, сюда не относятся разовые случаи, вызванные обстоятельствами, а только регулярные):

  1. Шашки – совершаемые несколько раз подряд перестроения
  2. Нервяки – агрессивное перестроение с созданием помех опережаемым авто
  3. Торопыги – выбор дистанции между авто, не соответствующей требованиям безопасности
  4. Грядки – несоблюдение рядности
  5. Воспитатели – резкое торможение с угрозой столкновения с идущим позади или опережаемым
  6. Упертость – повышение скорости с целью не дать себя обогнать, когда другое авто уже начало маневр.

Кстати, в законодательство уже введен термин «опасное вождение». Есть даже сайт, который не только подробно рассказывает, что это такое, но и дает наглядные примеры – www.опасноевождение.рф.

Откуда берется агрессия?

Воспитание

Нередко на дороге встречаются водители, для которых автомобиль является средством самореализации и способом повысить свой статус в глазах других. Даже размеры машины и ее мощность – это повод начать соревновательную игру.

Савельев Дмитрий

Водитель

«На самом деле агрессивных водителей у нас не так много. Явную агрессию я не очень часто вижу, в отличии от недостатка воспитания. А все беды от одного – очень мало патрулей по городу. ДПС стоят на «хлебных» местах и ловят только встречку, пьяных и не пропуск пешехода. На остальные нарушения им, видимо, плевать – можно передвигаться как угодно. Они даже не пытаются их контролировать. Во-первых, потому что их не хватает. А во-вторых из-за убеждений самих ДПСников. Им интересны только крупные нарушения ловить, а не безопасность обеспечивать. Если бы всех постоянно штрафовали и лишали водительских прав, то и нарушений было меньше»

Трынкин Владимир

Водитель

«Дорога – это место, где больше всего заметно столкновение социальных слоев общества. Чем дальше в регионы, тем меньше среднего класса в городах, как мы знаем. Так что общая напряженность во многом связана с социальным неравенством и реальными экономическими проблемами»

Керимова Лилия

Клинический психолог клиники Медгард–Авеста

«Одних в детстве ограничивали в любви, ругали за все подряд. Другие, наоборот, воспитывались во вседозволенности, поощрении даже того, что не нужно, с детства им привили установку – мир принадлежит только им, и все в этом мире должны подчиняться и угождать.  В итоге ожидать агрессию на дорогах стоит от обоих типов. У таких людей нарушена потребность в безопасности, нет четкого понимания о том, что хорошо, а что плохо»

Инструктор по вождению автошколы «Форсаж»

«В некоторых случаях агрессивность на дороге может быть вызвана спешкой, в других – излишней самоуверенностью, которой как показывает практика страдает 80% людей от 18 до 30. В каких–то случаях сказывается вседозволенность, привитая образом жизни. При этом в процессе обучения предугадать поведение будущего водителя вполне возможно, но вот предотвратить последствия – не всегда»

Внешние факторы

Агрессию могут вызвать и внешние факторы, например, дорожные работы, перекрытие улицы, плохие участки дорог, пробки. Многие начинают злиться и нарушать правила. Своим поведением они могут спровоцировать и других участников движения, агрессия приобретает цепную реакцию.

Трынкин Владимир

Водитель

«Каждый участник движения что-то привносит. В Саратове очень сложно с общественным транспортом. Именно водители автобусов и маршруток начинают устраивать провокации, а далее – все по цепочке. Насколько мне известно, водители общественного транспорта зачастую пренебрегают понятиями трезвости и адекватности, а всему виной безнаказанность. К тому же в городе есть места, где некоторые ПДД проще нарушить, чтобы не создавать (как не парадоксально) опасную ситуацию на дороге. Это говорит о не до конца продуманной структуре транспортного движения»

Андрей Сальков

Водитель

«Некоторые водители проявляют агрессию по вечерам из–за усталости от пробок, сложного рабочего дня. Лично меня нервничать заставляют наглые нарушители, машины без номеров или с нечитаемыми номерами, неадекватное вождение, подача звуковых и световых сигналов без необходимости, езда со скоростью, намного меньше разрешенной»

Дарья Петровская

Пешеход

«Мой знакомый водитель говорит, что виной тому плохие дороги. В других городах, где дороги лучше, водители куда спокойней, хотя сама не могу быть в этом уверена»

Анонимность

Еще одной из причин может быть мнимая анонимность. Когда мы садимся в свою машину, то чувствуем, что закрываемся от внешнего мира, нас никто не сможет наказать за наши слова и поступки.

Керимова Лилия

Клинический психолог клиники Медгард–Авеста

«Иногда за рулем люди теряют человеческое лицо. Анонимная дорожная агрессия – удел людей, которые в реальной жизни свою агрессию подавляют из–за неприемлемости подобного поведения, либо страха вступать в открытый конфликт, невозможности постоять за себя. Таким образом, люди не только выплескивают отрицательные эмоции, но и в некотором роде поднимают свою самооценку, самоутверждаются за счет унижения других. В таком случае такой канал выражения негативной энергии, как дорожное движение, является для них наиболее удобным, поскольку автомобиль дает ощущение собственной защищенности, как панцирь, в котором человек чувствует себя более уверенно, надежно. Это дает ему возможность вести себя более напористо, чем вне его»

Нравится1 Поделиться Поделиться Ретвитнуть