Только что начавшись, 2017 год подарил рунету новый мем и в очередной раз прославил наш город самым забавным образом. Теперь ассоциации с Саратовом – это не только губернатор, который хочет запустить выпуск iPhone 8, но и огромные бетонные шары, которые катятся по улицам и терроризируют горожан. Отбросив в сторону шутки столичных журналистов, разбираемся в ситуации.

СМИ сообщают о том, что 150-килограмовые шары катятся сами собой: их плохо прикрепили, а Волжская улица спускается вниз к Волге. Но власти обвиняют во всем хулиганов-вандалов, которые сталкивают «малые архитектурные формы» с постаментов.  Мы решили спросить у архитекторов: почему же так случилось?

circle-1
Алена Черемисова, архитектор-дизайнер проектно-образовательного центра «Pro-Образ», старший преподаватель кафедры «Дизайн архитектурной среды» СГТУ им. Ю.А. Гагарина

«Сложно ответить на этот вопрос. Никогда не знаешь, что в голове у хулиганов, которые решают совершить акт вандализма. Но бетонные шары – не единственный подобный случай. Например, один из скверов Заводского района украшен небольшими архитектурными элементами: кубами с усеченным углом. Через некоторое время неравнодушные горожане начали переворачивать кубы. Зачем? Та же история и с шарами. Возможно, декоративный элемент вызывал дисгармонию, потому что не был органично вписан в пространство. Возможно, архитектурный архетип декоративного шара подсознательно вызывает у прохожих желание его пнуть, как мяч».

circle
Василий Коннов, архитектор бюро «Архибум», кандидат архитектуры, доцент кафедры «Архитектура» САДИ СГТУ имени Ю.А. Гагарина

«На мой взгляд, причин может быть масса. Вот, например три из них:

— некачественно выполненный крепёж элемента малой формы (шара к постаменту) непосредственно на заводе изготовителе;
— некачественный монтаж уже непосредственно на месте монтажной организации;
— естественно причиной могло стать банальное хулиганство, так как улица.

Волжская имеет уклон рельефа и при приложении достаточно небольшой динамической силы (а наши нетрезвые городские герои на это вполне способны), шар можно было сдвинуть с подиума и придать ему ускорение. Далее он покатился вниз по рельефу. Само собой – это резонансная история с катанием шаров – показатель халатного отношения к безопасности горожан, так как шар, в диаметре около метра из монолитного бетона, мог запросто задавить человека, повредить припаркованные автомобили или проломить стену здания».

Обустройство пешеходной зоны, которую строили и проектировали в спешке – ответственное дело. На сегодняшний день, на улице Волжской появилось не так много интересного: помимо убегающих шаров, там установлены ретро-трамвай, лавочки для отдыха и баннерами с архивными фотографиями. Чем еще, с точки зрения архитектора и дизайнера, рационально украсить пространство пешеходной зоны, чтобы добиться и эстетической, и практичной функциональности?

circle-1
Алена Черемисова, архитектор-дизайнер проектно-образовательного центра «Pro-Образ», старший преподаватель кафедры «Дизайн архитектурной среды» СГТУ им. Ю.А. Гагарина

«На мой взгляд, при разработке архитектурной концепции, следует не только хаотично устанавливать декоративные элементы, но и руководствоваться общим историческим и архитектурным контекстом городского пространства. Нужно подчеркивать уникальность места, его расположение, архитектуру. Мне кажется было бы интересно использовать особое освещения улицы и домов, которое подчеркнет исторические здания. К тому же, Волжская улица – переходный этап между Проспектом Кирова и Волгой, что тоже можно подчеркнуть элементами светового дизайна. Думаю, полезно было бы подумать и об установке функциональных элементов, например, навесов для отдыха горожан, которые будут актуальны в жаркое время года».

2b8f04e7d9f3ece0ecfe32e4fe1f7041
circle
Василий Коннов, архитектор бюро «Архибум», кандидат архитектуры, доцент кафедры «Архитектура» САДИ СГТУ имени Ю.А. Гагарина

«Вариантов бесчисленное множество. Но опять же, на мой взгляд, шарами (как объектами малых архитектурных форм) украшать улицу Саратова – абсурд. Как я понимаю – это было желание поднять статус улицы провинциального Саратова до совершенных решений, отточенных ещё в XVIII веке в Санкт-Петербурге. Но только там совсем другая история – Санкт-Петербург, всё-таки в то время был столичным городом огромной империи, и шары там из гранита, и, собственно, идейный смысл этих шаров там совершенно иной.

Что же касается рационального украшательства именно наших улиц, насыщения их функциональными и, одновременно, эстетичными элементами, то здесь необходимо применять такие решения, характерные для небольших городов и особенное внимание уделять сезонности этих малых форм. Наш регион, как и многие другие регионы РФ, имеет достаточно суровый климат, и нельзя говорить о том, что поставив тот или иной элемент малой архитектурной формы, он решит сразу все задачи и будет использоваться круглогодично. Скорее наоборот, тут стоит говорить о двух принципиально отличных друг от друга подходах: элементы городского дизайна, рассчитанные на летний период и на зимний период.

Сами элементы, как бы это не выглядело банально, должны быть достаточно утилитарны (лавки, урны, клумбы, элементы уличного освещения, киоски), а вот их дизайн, обязательно должен быть индивидуальным, чтобы эти элементы дизайна стали частью идентификации города Саратова».

Кстати, после нескольких скандальных побегов малых архитектурных форм власти города приняли решение демонтировать шары. Но не для того, чтобы заменить элементы другими формами, а для того, чтобы как следует закрепить. В администрации сообщили, что теперь шары с места не сдвинутся.

man-150x150
Александр Моисеенков, начальник участка по ремонту поливных систем и малых архитектурных форм МУП «Саргорсвет»

«Конструкция довольная крепкая, думаю, теперь, чтобы сдвинуть шар с места,  нужно будет пригнать специальную технику. Снизу мы прикрепляли пластину, к которой приваривали арматуру, сам шар просверливали на 25 сантиметров и сажали это железное крепление на клей».

Нравится0 Поделиться Поделиться Ретвитнуть