Саратов богат памятниками архитектуры, достопримечательностями, развлечениями и люками на дорогах. Любопытствующие читатели спрашивают нас: почему в Саратове там много люков? А мы с радостью отвечаем.

lyuki

Кочка, кочка, яма! Это не только детская игра, но и реалии саратовских автомобилистов. По сравнению с качеством дорожного полотна, большое количество звенящих под колесами чугунных крышек кажется наименьшим из зол. Тем не менее, они могут навредить машине при быстрой езде. Тут прыжок, там прыжок, в результате: испорчены настроение, подвеска и день. Зачем же на дорогах нужны люки?

man

Виктор Васильевич Столяров, доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортное строительство» СГТУ им. И.А. Гагарина:

«Они необходимы для доступа к подземным коммуникациям. Во всем мире водопровод, теплотрассы, канализация, газификация, связь, электрические кабели не прокладываются под аллеями или парковыми зонами. Все коммуникации можно проводить либо под тротуаром, либо под проезжей частью. Пешеходные улицы в Саратове узкие, поэтому, в основном, коммуникации прокладывают на дорожной части».

Внешне крышки люков похожи друг на друга, но присмотрись к ним получше и поймешь: они такие разные. Если приглядеться внимательно (чего на оживленной дороге лучше не делать), каждая имеет свою маркировку, обозначающую, какой вид коммуникаций под ней скрывается. Например: К – Канализация, Т – Телефон, В – Водопровод, ГС – Газовая сеть и так далее.

По нашим личным наблюдениям, больше всего колодцев прикрыты канализационными и водопроводными люками. Отправляем вопрос тем, кто их делает: спрашиваем у сотрудников саратовского водоканала, почему люков так много.

man

Вячеслав Всемирнов, заместитель главного инженера МУПП «Саратовводоканал»:

 

«Утвержденные нормативы строительства сетей канализации предписывают возведение смотровых камер в местах соединения коммуникаций, в местах изменения направления трасс, а также на прямых участках в зависимости от диаметра коллектора – но не чаще, чем каждые 35 метров. Колодцы и камеры на водопроводных сетях строятся в местах размещения задвижек, затворов, регулирующих и воздушных клапанов и др. трубопроводной арматуры. Всего в ведении саратовского водоканала находится 40 тысяч канализационных и водопроводных колодцев. Это количество соответствует протяженности городских коммуникаций и не является уникальным случаем для страны».

Иными словами, специалисты уверены: ошибочно считать, что в Саратове много люков. Дабы убедиться в этом, интересуемся в соседних городах. Сколько канализационных и водопроводных люков, например, в Пензе или Волгограде?

man-150x150

Вячеслав Иванович Дмитриев, директор МУП «Городской водоканал г. Волгограда»

«На техническом обслуживании МУП «Городской водоканал г. Волгограда» находятся 50795 канализационных и водопроводных люков»

man-150x150

Александр Николаевич Авдеев, генеральный директор ООО «Горводоканал», г. Пенза

«Общее количество колодцев и камер на сетях ВиВ МО г. Пенза, согласно разработанной электронной схемы города, на настоящий момент составляет 56 тысяч».

Выходит, что количество водопроводных и канализационных колодцев Саратова даже меньше, чем в соседних регионах. Впечатление, что все дорожное полотно состоит из одних только люков связано с тем, что для доступа к каждому виду коммуникации требуется свой люк. И при строительстве новых домов, при необходимости подвести к ним коммуникации, тоже возникают новые люки. Но можно ли как-то сократить их количество, или объединить разные виды коммуникации под землей?

man-150x150

Виктор Васильевич Столяров, доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортное строительство» СГТУ им. И.А. Гагарина

«Есть несколько типов прокладки коммуникаций. В Саратове, как и в большинстве городов России, используется траншейный способ: под землей прокапывают траншеи и укладывают трубопроводы. Это дешевый и самый простой на сегодняшний день способ. Для каждого вида коммуникаций требуется своя траншея и свои люки для доступа к ним. В Саратове агрессивные грунтовые воды, которые выводят из строя любые коммуникации. Поэтому периодически траншеи нужно часто вскрывать, ремонтировать, менять трубы.

Если бы в нашем городе подземные коммуникации прокладывались в коллекторах, люков было бы меньше. Коллектор – это большое железобетонное сооружение в человеческий рост. Коммуникационный коллектор позволяет совместную прокладку разных коммуникаций: и тепловых, и электрических, и водопроводных. В нем нельзя помещать только канализацию. Осуществлять ремонт в коллекторе тоже удобно: можно проводить необходимые рабочие действия в подземном объекте, не перекрывая трассу, не вскрывая дорожное полотно: люди даже не будут знать о том, что под землей идут какие-то работы. В коллекторах также всегда оставляют резерв для проводки дополнительных коммуникаций на случай строительства нового дома».

Крышки люков могут выглядеть вполне дружелюбно. Их украшают разными логотипами и рисунками, они вдохновляют городских художников на создание арт-объектов. Кроме того, люки не всегда бывают круглыми. В США, например, можно встретить треугольные, крышки которых указывают направление потока. tochka

Нравится1 Поделиться Поделиться Ретвитнуть