В мире бесконечно обновляемых гаджетов подобный вопрос поставит в тупик не только подростков, но и многих взрослых. Тем временем, хорошо развитый навык письма от руки напрямую связан с нашими способностями быстро запоминать и результативно работать, причем не только в школьном или студенческом возрасте, но и гораздо позже. SMOG собрал мнения экспертов о том, почему сегодня умение писать от руки остается по-прежнему важным.

write

Навык разборчиво выводить буквы на белом листе бумаги – не такая уж сложная вещь для любого взрослого человека. Однако этот доведенный до автоматизма процесс на самом деле является серьезной нагрузкой для нашей психики.

tumblr_nzachngkvm1uxvrrjo1_500
circle

Дарья Калуженина, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики, магистрант факультета психологии СГУ, эксперт-лингвист ООО «Саратовское бюро судебных экспертиз»

«Навык письма включает три связанные аналитические операции. Писать мы начинаем с того, что обозначаем услышанный звук буквой, для чего необходим и обычный здоровый слух, и так называемый «фонематический слух» – способность разграничивать гласные и согласные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие звуки в потоке речи.

Затем включается моделирование звуковой структуры слова с помощью букв: сначала нужно установить последовательность звуков в слове, затем трансформировать звуки в пространственную последовательность букв. Для этого необходимо умение держать ручку и напрягать кисть, требуется ловкость пальцев и точность движений руки, а также способность зрительно оценивать и использовать пространство, располагая буквы на листе. Всё это невозможно без сложной координации, баланса концентрации и распределения внимания.
Наконец, мы используем графические и моторные навыки, которые формируются в детском возрасте и напрямую зависят от количества нервных связей в мозгу между рукой и глазом.

То есть письмо от руки – это сложный вид деятельности, задействующий разные типы анализаторов: зрительный, слуховой и кинестетический. У детей оно актуализирует работу пространственного мышления, тренирует внимание и стимулирует дальнейшее психическое развитие. А во взрослом возрасте поддержание навыка письма от руки обеспечивает разнообразную нагрузку на мозг и укрепление в нем нервных связей, что, в свою очередь, помогает развитию и поддержанию памяти, концентрации внимания и повышает производительность умственного труда».

Мы учимся писать буквы в среднем к 7 годам – именно к этому моменту полностью формируются необходимая физиологическая база, мускулатура и строение кисти. Однако современные нейропсихологические исследования доказывают, что успешное овладение письмом тесно связано с более ранним, дошкольным периодом. На успешность, с которой ребенок овладевает навыком письма, влияют особенности развития его устной речи – то есть умение ребёнка говорить и воспринимать чужую речь, а также наличие рядом грамотно говорящих взрослых. И, разумеется, особенно значимым навык механического письма становится в начальной школе.

tumblr_nzachngkvm1uxvrrjo10_500
circle-1

Елена Вострикова, кандидат филологических наук, преподаватель и репетитор русского языка, магистр психологии

«Школьные задания строятся таким образом, чтобы дети не просто вставляли буквы или цифры в уже написанные тексты, а именно списывали упражнения полностью. И у этого тоже есть свои цели: так мы задействуем особую, кинетическую, память ребенка в дополнение к визуальной, когда он просто увидел глазами нужные орфограммы. Ведь как проще запомнить слова – когда работает один или два канала восприятия? Поэтому понятность и правильность почерка в младших классах серьезно влияют на оценку.

Все серьезные итоговые работы в школе тоже сейчас выполняются от руки. Старшеклассники знают, что при написании итоговых тестов ОГЭ и ЕГЭ одно из главных условий – понятное и правильное заполнение бланков контрольных измерительных материалов. Так что важность механического письма в течение всех лет учебы в школе сложно переоценить».

Помимо прагматической ценности письменного навыка, он продолжает сохранять сегодня важное культурологическое и мировоззренческое значение.

tumblr_nzachngkvm1uxvrrjo8_500
circle-2

Елена Златогорская, учитель русского языка и литературы Физико-технического лицея №1, Заслуженный учитель Российской Федерации

«Наше время отличается невероятной технической перенасыщенностью, от которой людям иногда все-таки требуется отдых. Мы сейчас настолько сильно привязаны к технике и настолько зависимы от компьютеров, смартфонов и планшетов, что письмо от руки становится буквальной последней приметой нашей независимости.

Писать от руки невероятно важно еще и потому, что это – красота традиции, которая ставит нас на одну плоскость с классиками литературы и дает возможность проникнуться тем же неповторимым удовольствием общения с чистым листом бумаги, что испытывали когда-то Пушкин, Достоевский или Лев Толстой.

Кроме того, написанный от руки текст, особенно при личной переписке, несет определенную энергетическую нагрузку. Ведь очевидно, что написанное от руки признание в любви всё равно обладает гораздо большей душевностью и проникновенностью, чем тот же самый текст, присланный по СМС или электронной почте».

Для людей, закончивших свое обучение на школьной или студенческой скамье, ценность навыка письма от руки сравнима с разгадыванием  кроссвордов или игрой в шахматы.  Эксперты по развитию памяти и интеллекта уверенно ставят его в один ряд с другими эффективными средствами для вневозрастного поддержания тонуса мозга.

tumblr_nzachngkvm1uxvrrjo9_500
circle-3

Елена Куренкова, руководитель Центра развития памяти и интеллекта «Эйнштейн», тренер и автор программы развития памяти, внимания и мышления и обучения скорочтению для школьников и взрослых

«Сегодня писать что-то от руки считается пережитком прошлого, ведь нужную информацию можно напечатать, наговорить или сфотографировать. Но при развитии памяти и интеллекта забывать о письме от руки точно не стоит. Оно помогает даже избавиться от стресса, плюс рукописная информация запоминается лучше напечатанной.

Конечно, письмо от руки особенно важно для детей, так ещё выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что ум ребёнка находится «на кончиках пальцев». Однако не менее важна такая тренировка и для сохранения работоспособности мозга у людей «бархатного возраста». При этом очень увлекательным и ещё более полезным является  письмо неведущей  рукой и даже двумя руками. Такая деятельность способствует гармонизации работы полушарий мозга, а также наращиванию нейронных связей, благодаря чему мыслительные процессы человека протекают быстрее и эффективнее. Так что, берём ручки в руки – и вперёд к развитию!»

5 ключевых причин как можно чаще писать от руки

1) Механическое письмо поддерживает в тонусе мозг в любом возрасте – вы будете успешнее решать задачи, требующие интеллектуальных усилий.

2) Письмо от руки развивает долгосрочную и краткосрочную память – вы станете быстрее запоминать большие объемы информации и легко оперировать массивами данных.

3) Чем больше мы пишем от руки, тем быстрее учимся находить баланс концентрации, а это вполне эффективная альтернатива традиционной медитации.

4) Рукописные тексты сегодня демонстрируют не столько техническую отсталость пишущего, сколько значимость конкретного послания. В мире, переполненном готовыми текстовыми шаблонами, пара предложений, написанных от руки – отличный шанс выделиться и продемонстрировать собственный стиль.

5) Белый лист бумаги и черное перо – единый и незыблемый культурный код, объединяющий сквозь века миллионы людей и тысячи историй. Письмо от руки всё еще остается универсальной чертой человеческой цивилизации и доказывает, что мы еще можем что-то противопоставить агрессивно наступающему глобальному хайтеку.

Текст Мария Ерохина

Нравится0 Поделиться Поделиться Ретвитнуть