В Саратове открылся центр современного искусства «Речпорт». В поисках глубинных смыслов SMOG отправился в мир абстракций и пышных зеленых растений.

Клубы апрельской пыли застилают неоновые вывески бензоколонки, вдали стучит колесами воскресная электричка, а на фоне застыли безжизненные декорации – хозяйственные корпуса и заводские трубы. Улица Фабричная разговаривает на привычном языке – громоздком, дребезжащем, сухом и неизменно будничном. Рутинный порядок нарушает только проштампованная надпись «Речпорт»  на заборе и асфальте.

«Речпорт» — это центр современного искусства, который открылся в Саратове в середине апреля. Его владелица Юлия Горгаева изучала арт-менеджмент в Институте Сотбис, а сегодня руководит собственной галереей и фитнес-клубом, который соседствует с «Речпортом». Центру повезло с расположением: он гармонично вписывается в череду безликих зданий-коробок, белых и холодных, с равномерными рядами окон. Жаль только, что это не бывшая фабрика или научный институт.

У входа в галерею располагаются небольшая площадка с клумбой, пара расписанных граффити лавочек и типовой забор с ромбиками, который стал основой проекта «АРТ-ZABOR». В день открытия зрители могли видеть, как граффити-художник Евгений Мулук расписал забор одним цветом, а ромбики – другим.

IMG_3766_
IMG_3758_

Спускаемся в цокольный этаж, где и располагается галерея. На алых текстурных стенах висят художественные дипломы, там же стоит стол, накрытый красной скатертью. На столе дежурный букет роз и стопка салфеток. Любителю китчевых контрастных натюрмортов здесь было бы чем поживиться. Под потолком подвешены тонкие полоски из кружева и цветов, которые напоминают щупальца медуз. Фактически, у «Речпорта» для создания прогрессивного места силы есть все: урбанистическое местоположение, название с налетом пролетарской брутальности, радикальные черные и красные стены и даже роскошная монстера в кадке. Есть даже арт-кафе, где продают булочки с сосиской, чай Greenfield и томатный сок на разлив.

Экспозиция картин стрит-арт художника Евгения Мулука напоминает хаотичный декор в богатом доме. Часть работ висит в нише над монстерой, рядом с туалетом. Часть забралась на территорию арт-кафе, а наиболее эффектные картины украшают черные стены основного зала галереи. Выставка «Персона Ж» обладает до боли знакомой концепцией «фантастического внутреннего мира художника, населенного неведомыми персонажами». Яркие цветовые пятна, изящно очерченные портреты существ с крошечными глазами и абстракции, абстракции, абстракции. Посетители блуждают по галерее с мечтательными улыбками и все, как один, признаются, что ничего не смыслят в современном искусстве. Что кроется за этим лукавством? Неспособность считывать смыслы или отсутствие смыслов? Глядя на картину «Для спальни» под которой красуется написанный от руки ценник, возникает странное чувство, что что-то здесь не так.

Цель «Речпорта» — поддержка молодых художников и единение творческой молодежи. Однако на неофициальное открытие галереи пригласили только фотографов крупных СМИ и представителей светской тусовки. «Творческая молодежь» осталась за бортом «Речпорта», а на официальном открытии смущенно разводила руками: это прорыв, но восторга пока нет. Современное искусство слишком сложное явление, чтобы рассуждать о нем с позиции дилетанта, но, вероятно, его следует оценивать так же, как и кофе. Нравится или нет, пробуждает чувства или нет – это главный фактор для обывателя. Искусство способно вызывать вопросы, требовать пояснения, выводить из зоны комфорта. С этой позиции галерея современного искусства «ИМХО», которая открылась зимой в обшарпанном Доме офицеров, кажется более честной.

Другой момент, который, если его проанализировать, начинает казаться провинциальным и неуместным, — это расписывание футболок. Принесите белую футболку на открытие галереи и художник распишет ее при вас! Трудно представить, чтобы, например, уличный художник Тимофей Радя стал расписывать футболки фразой «Нападай-Защищайся» или украсил стену мозаикой с вашим портретом. Не все процессы вписываются в парадигму современного искусства и не все высказывания носят приставку арт-. В Саратове эти рамки пока не высказаны, поэтому есть ощущение, что подать под видом искусства можно абсолютно все, а благодарная публика охотно это впитает – с затаенным чувством гордости и недоумения.

Экспозиция «Речпорта» будет меняться ежемесячно, поэтому пространство галереи может заиграть совсем иначе. В нем есть потенциал, хотя, как справедливо заметил посетитель галереи архитектор Вячеслав Максимочкин, среда галереи не совсем адаптирована для демонстрации современного искусства: «Меня не устраивает недоделанность пола и потолка. Контраст между тоном этих элементов со стеной меня и пугает, и настораживает». И все-таки есть надежда, что «Речпорт» выйдет из коммерческой дремы и станет первым арт-кластером в Саратове. В начале сентября здесь пройдет международная биеннале «М2», откроются школа живописи Павла Тимофеева, кулинарная школа и школа-ателье Анастасии Митрофановой (основательницы бренда NoiR Collezioni). Может, и молодым голодным художникам дадут слово – если им, конечно, есть что сказать.

IMG_3755_

ЦСИ «Речпорт», ул. Фабричная, 4

rechportcca.com

IMG_3737_
Нравится5 Поделиться Поделиться Ретвитнуть