В 2017 году улица Рахова в Саратове будет благоустроена. Она по праву является одной из ключевых в городе. В разработке дизайн-проекта принимали участие саратовское архитектурное бюро SNOU Project, ГУПП «Институт Саратовгражданпроект», помощь которым оказывали специалисты КБ «Стрелка». Консультировало процесс голландское архитектурное бюро West8.

Напомним, что Саратов стал пилотным проектом совместной программы комплексного развития территорий АИЖК и КБ «Стрелка». Все преобразования ключевых пространств города будут проходить в рамках этой большой программы.

5-го июня в результате общественных слушаний по проекту благоустройства улицы Рахова проект был принят большинством горожан.

«Обсуждение благоустройства городского пространства – парков, скверов становится хорошей практикой. Сопровождающие процесс специалисты КБ «Стрелка» оказывают нам поддержку в этом», – подчеркнул временно исполняющий обязанности губернатора Саратовской области Валерий Радаев.

О будущих преобразованиях, значительных изменениях и нововведениях на улице мы поговорили с представителями архитектурных организаций и администрации города.

Почему улица Рахова была выбрана в качестве объекта благоустройства?

Николай Новичков, архитектурное бюро SNOU Project, главный архитектор:

Улица Рахова – это очень важная связующая часть между центральной исторической частью от площади Кирова до Городского парка. Вокруг неё проживает порядка 70 000 жителей. Она была сформирована в 1810-м году как противопожарный разрыв, в конце XIX века превратилась в первый в городе бульвар, в XX веке застраивалась жильем и стала проходить через образовавшийся спальный район к основной рекреационной площадке – Горпарку. К тому же она очень уютная с точки зрения пропорций профиля, то есть соотношения ширины улицы и высоты зданий. Рахова этим выгодно отличается от той же Астраханской, которая гораздо шире при низкой высоте зданий.

При разработке концепции благоустройства учитывалось удобство для пешеходов. Будет ли автомобилистам удобно пользоваться новой улицей?

Виталий Желанов, председатель комитета по градостроительной политике, архитектуре и капительному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов»:

Автомобилистам будет удобнее пользоваться проезжей частью. Сейчас места для парковки расположены без системы, их насчитывается 68. На некоторых участках движение машин происходит в одну полосу.

Проектом предусмотрено размещение 168 парковочных мест. Организованы карманы для парковок и две полноценные полосы движения в каждую сторону. Регулирование на перекрестках светофорное.

По какому принципу разрабатывалась схема освещения бульвара?

Татьяна Волгина, ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области, начальник сектора генеральных планов: 

Схема освещения разрабатывалась с учетов технического задания от КБ «Стрелка» и консультаций нашего специалиста по проектированию освещения. Концепция освещения обеспечивает функциональную подсветку транзитных путей (автомобильных и велосипедных путей, пешеходных тротуаров). В зависимости от типа пространства будет применяться один из трех видов осветительных приборов.

Будет ли учитываться мнение жителей при разработке концепций благоустройства общественных пространств?

Николай НовичковБезусловно, мнение жителей будет учитываться. Перед началом проектирования мы провели социологический опрос, создав анкету в интернете, на нее ответило около 700 респондентов. Предварительно мы прогулялись по улице Рахова и пообщались с местными жителями, зафиксировали их мнение и то, что они хотели бы изменить на этой территории. Было выявлено много интересных фактов, которых, на первый взгляд, не видно. В частности, здесь ездит много велосипедистов, и так же много людей выгуливает собак. Среди этих групп населения возникает конфликт. Мы попытались уменьшить это взаимодействие: развели велосипедистов и собаководов по разным частям улицы. Для любителей собак даже предусмотрели площадку для выгула и дрессировки. Также много было предложений по поводу улучшения достаточно очевидных вещей: покрытия, освещения, озеленения. Но это только подтвердило наше видение этих проблем, что очень немаловажно для нас как для проектировщиков.

Планируется ли внедрение дизайн-кода на улице Рахова?

Сергей Сердюков: Да, внедрение дизайн-кода планируется и на улице Рахова. В настоящий момент разрабатывается комплексный регламент для всего города, учитывающий все критерии пространств и объектов, к которым он будет применяться. Соответственно, в этом документе будут регламентированы те элементы, которые влияют на качественное восприятие улиц. Естественно, в первую очередь это реклама. Ведь вопрос, касающийся уличной рекламы, да и решение объектов в целом – это не вопрос одной или двух улиц, это вопрос всего города.

Что Вы можете сказать о преобразованиях, которые коснутся улицы Московской и Рахова? Что нового планируется реализовать в рамках этих проектов?

Виталий Желанов: Преобразования на улице Рахова и Московской коснутся системы озеленения, освещения, организации площадок различного назначения, расстановки уличной мебели, размещения новых парковочных мест, оптимизации движения машин.

На улице Рахова будут созданы непрерывная велодорожка и велопарковки. Предусмотрены уникальные общественные пространства. Вблизи шахматного клуба по ул. Советской разместится шахматная доска. Рядом с ул. Белоглинской – мостик через пешеходную зону как напоминание, что когда-то здесь протекала река Белоглинка. На ул. Вавилова будет большая площадь с ритмичным озеленением, которая ассоциируется с коллекцией растений.

Дизайн-проект по ул. Московской еще не закончен, здесь тоже появятся нестандартно организованные пространства.

Будут ли улицы благоустроены так, чтобы было комфортно и людям с «особенностями» (с ограниченными возможностями)?

Сергей Сердюков: Безусловно. Это одно из обязательных требований. Комфорт передвижения и пребывания будет обеспечиваться как пешеходам, велосипедистам, так и группам людей с ограниченными возможностями. Качественное покрытие, пандусы, хорошее освещение, уличная мебель, предполагающая возможность отдыха – все эти элементы разрабатывались и выбирались не только с точки зрения эстетики, но и с расчетом на максимальное удобство и комфорт гуляющих.

Что Вы можете рассказать об озеленении улицы Рахова? Будет ли достаточно того количества растений — деревьев, кустарников, которое заложено текущим дизайн-проектом?

Николай Новичков: Существующее озеленение на улице Рахова достаточно бессистемно. Возраст жизни тополей порядка 60 лет. В городской среде это максимальный возраст, которого достигает тополь, далее начинается ветшание. Поэтому необходимо замещать существующие ветхие деревья новыми. Нами была выбрана липа, как красивое и наиболее неприхотливое и долговечное дерево. Вообще вся концепция озеленения построена на регулярной структуре лип вдоль проезжих частей улиц. Рекреационные карманы с детскими площадками и игровыми элементами будут отгорожены от дороги кустарником спиреи. Она весной цветёт красивым белым цветом. Перекрёстки будут обрамлены кустами сирени. Еще важно то, что наша концепция озеленения не предполагает открытого грунта, что минимизирует пыль и грязь вокруг. Поверхности под деревьями, где сейчас находится открытый грунт, а когда-то был газон, мы предлагаем засеять травяной смесью. Она неприхотлива в уходе, выдерживает высокие температуры воздуха и засушливый саратовский климат. А по поводу того, хватит ли озеленения, могу сказать, что мы старались количество озеленения соотнести с рациональностью дальнейшего ухода за ним. Тезис рационального ухода мы постарались применять ко всем элементам проекта, т.к. уход — это достаточно затратная часть, а его отсутствие приведет к необратимым эстетическим и техническим недостаткам. Улица имеет протяженность 3 км, и оградительную зелень мы применяем только там, где люди будут находиться длительное время – это рекреационные карманы, детские площадки и перекрёстки. Они отделены высоким кустарником. Линейная прогулочная часть отделена существующими и вновь высаживаемыми деревьями. Этого, на наш взгляд, будет достаточно, чтобы комфортно прогуливаться.

На бульваре уже давно ощущается нехватка объектов малых архитектурных форм: скамеек, тренажеров для лазания, качель. Заложено ли в проекте создание всех этих объектов благоустройства?

Виталий Желанов: Проектом предусмотрено размещение площадок для отдыха детей разного возраста, спортивных площадок с тренажерами, площадок для взрослых. Качели, песочницы, оборудование для лазания — все это размещается на детских площадках. Запроектированы площадки для взрослых с уличной мебелью и оборудованием для игры в шахматы.

Станет ли улица Рахова по-настоящему современной, удобной и красивой в результате благоустройства? Будут ли горожане, проживающие в непосредственной близости к бульвару, довольны результатом?

Татьяна Волгина: При условии реализации проекта и всех намеченных в нем планов мы можем рассчитывать на современный и удобный бульвар, где будет уделено внимание как пешеходной зоне, так и автомобильному транспорту. Необходимость благоустройства улицы Рахова назрела уже очень давно. Поскольку улица является одной из ключевых в городе, располагается в самом центре – она является лицом Саратова и требует наиболее рациональных и взвешенных архитектурных решений. При ее преобразовании мы получим пешеходную зону, которая станет местом притяжения жителей, а также зоной для прогулок и отдыха.  Если будет выполнено все задуманное, думаю, что горожане останутся довольны.

Нравится2 Поделиться Поделиться Ретвитнуть