Саратов является одним из «уникальных» городов, где аэропорт располагается практически в центре города. Навряд ли такую уникальность можно считать предметом гордости. Взлёт и посадка воздушных судов осуществляются прямо над жилыми кварталами. Помимо прямой угрозы для жизни, горожане подвергаются негативному воздействию воздушной и шумовой среды. Совсем скоро этому придет конец. К 2019 году планируется ввод в эксплуатацию нового аэродрома в селе Сабуровка. Но что будет на месте аэропорта «Центральный», когда начнет функционировать новый терминал?

Территория существующего аэровокзала занимает огромный полупустой участок, его контур в плане напоминает военный самолет. Застройка вокруг него сформировалась совершенно разнохарактерная: гаражи, склады, автосалоны, жилые кварталы, частный сектор и строительный рынок. Город обступил аэропорт со всех сторон, опоясав его улицами и дорогами. На месте старой воздушной гавани появится гигантский микрорайон общей площадью 220 гектара. Концепцию комплексного развития и освоения этой территории разработала «Архитектурная мастерская Асадова» (победитель конкурса на создание проекта аэропорта в Сабуровке) совместно с институтом «Саратовгражданпроект». Компания Colliers International давала маркетинговые рекомендации .

При разработке концепции проектировщики опирались на два основных параметра: сложившаяся структура города и особенности прилегающей территории. Современные урбанистические тенденции формирования комфортного городского пространства отразились в принципах квартальной застройки, пешеходных и общественных зонах. Авторы стремились сопоставить новую часть с довольно камерным историческим центром. Архитекторам пришлось с нуля осваивать столь масштабную часть города, пытаясь превратить её в универсальную модель формирования комфортной, разнообразной и эффективной городской среды.

Главной осью нового жилого района станет бульвар, насквозь прорезающий территорию воображаемого самолёта. Согласно концепции он продолжает улицу Осипова, которая может стать сквозной городской улицей, после мероприятий по реорганизации окружающей промзоны.

Прямые линии бульвар наследует от существующей взлётной полосы, но все же под небольшим углом относительно нее — почти 15 градусов против часовой стрелки. Сделано это для того, чтобы улучшить связь между ним и городскими улицами. Бульвар широкий, длиной около 2 км и не полностью пешеходный. Его обустройство произведено по примеру московского бульварного кольца: в самом сердце скверы и кафе, а по бокам расположены два односторонних проезда, к которым примыкают широкие тротуары и велодорожки. Ось одновременно сохраняет транспортное значение и обильно благоустраивается, стремясь стать средоточием общественной жизни.

Вторая, поперечная ось, ныне полоса руления, образует в плане перекрестие. По ней с юга на север прокладывается многополосная автомагистраль, которая ведется от Симбирской улицы из городского центра. Таким образом, сохраняется выразительный планировочный крест, хорошо видимый сейчас со спутников. На этой магистрали движение планируется регулировать светофорами. При пересечении с этой осью бульвар плавно вырастет в пешеходный мост. В итоге на транспортной схеме города с петляющими магистралями образуются несколько явных спрямлений.

Вся застройка следует ортогональной гипподамовой схеме (прямоугольной), которая считается лучшим градостроительным подходом. Сетка повторяет направления линий бульвара и магистрали, разделяя застройку вначале на крупные прямоугольники, а затем более мелкими проездами на кварталы. Такая четкая иерархия транспортной схемы способствует доступности каждого дома и позволяет избежать излишней загруженности улиц. Внутри сетки жилых домов достаточно равномерно распределены крупные пятна школ с обширными стадионами. Разрывы плотной застройки заполняют городские мини-площади и скверы. Жилые дома спланированы квартально и замкнуты с северной стороны, раскрываясь к югу для лучшей инсоляции. Модуль застройки соответствует исторической части Саратова, но тяготея к более просторному «сталинскому» модулю.

В самом центре располажатся общественный центр площадью в девять жилых кварталов. Треть территории будет отдана ТРЦ. Помимо парковок здание окружают «площади-парки», обращенные в сторону бульвара, образуя с ним единый организм. Так объединяются два типа общественной жизни города: внутри ТРЦ и распределённая вдоль улицы.

Почти полный отказ от многоэтажек в пользу зданий средней высотности аргументирован достаточно плотной застройкой. Основную массу составляют дома высотой шесть этажей. Вдоль бульвара и центральных городских улиц застройка достигает девяти этажей. Более крупные дома, высотой 12-ти этажей обращены к магистралям. 15- и 22-х этажные башни акцентируют углы внутри отдельных кварталов. Под каждым домом располагается один ярус подземной парковки. Благодаря созданию в цокольных этажах домов магазинов и кафе — кварталы приобретают локальные центры общественной жизни.

Проектировщики проанализировали архитектуру исторического Саратова и выявили основные типы застройки: большая часть домов жилого района имеет классические членения – цокольный и аттиковый (этаж выше венчающего карниза здания) этажи, горизонтальные карнизы, кое-где устроены мансарды и эркеры. Но при этом у всей архитектуры современный облик. В основу дизайн-кода, разработанного для всего района, легли традиционные для нашего региона отделочные материалы и характерные особенности строительства: кирпич разных оттенков и штукатурка.

По мнению авторов, этот проект в большей степени является исследовательской работой, позволяющей оценить весь потенциал и возможности территории. Это предварительная концепция, тем не менее новый жилой район выглядит привлекательно. Даже на этой стадии проектирования городская среда уютная и оживлённая.

“Заказ на разработку проекта поступил от крупного инвестора, но его имя остается в тайне. Намерения у него очень серьезные”- архитектор проекта Андрей Асадов. Поэтому перспектива реализации проекта не такая уж и призрачная, а всего лишь дело времени. Воплощение этой концепции превратит эту территорию в одну из лучших в городе.

Текст: Лилия Титова

Фото обложки: Вячеслав Мороз

Ссылки: Ссылка 1Ссылка 2

Подписывайтесь:

→ на наш фэйсбук,

→ страницу вконтакте,

→ читай о самом главном в телеграм.

Нравится3 Поделиться Поделиться Ретвитнуть