С 28 октября по 3 ноября в Саратове будет проходить двенадцатый фестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Напомним, что он проводится с 2004 года, а вдохновением для его названия послужил музыкальный жанр лирических припевок – «страданий». Программу «СарСтрада» составляют не только показы конкурсных документальных фильмов, но и лекции, мастер-классы, спецпоказы и выставки. Полный список событий вы можете найти на официальном сайте. А SMOG решил развить идею девиза фестиваля «Документальное кино — кино для зрителей» и составили программу для разных категорий зрителей – от декадентов и театралов до любителей горячих сенсаций и эротических сцен.

cinema

Поклонникам скандинавского минимализма и мультипликации

скандинавия мать и мачеха

Если вы хоть раз смотрели скандинавские фильмы и сериалы, то скорее всего знаете, что главные свойства настоящего скандинава – это стремление к минимализму и умение эффектно и изящно высказаться на остросоциальную тему. Нордический кинопродукт – это всегда огромный айсберг, символическая суть которого на 90% скрыта под водой. Вдвойне интересно, как это отразится в экспериментальном жанре анимационной документалистики. На «СарСтраде» покажут три мультфильма на социальную тематику.

«Соблазнительница» Дэвида Кинсела – это мрачная взрослая «сказка» о проблемах миграции, основанная на реальных событиях. Действие разворачивается в Южном Судане, Молдове и Норвегии, а движущей силой сюжета выступает кровожадная женщина-львица, та самая «соблазнительница».

Второй мультфильм – «Мать-и-мачеха» режиссера Йонаса Оделла, который, кстати, снял клип на Take Me Out группы Franz Ferdinand. Фильм представляет собой историю женщины, которая была вовлечена в террористическую организацию в Швеции 70-х. Оделл остается верен своему фирменному стилю и использует коллажи и сочетание разных текстур (как и в клипе Franz Ferdinand).

И, наконец, «Рабы» Давида Ароновича и Ханны Хеилборн посвящен войне между арабским севером и африканским югом в конце 60-х. В основе фильма – интервью двух детей, которые провели несколько лет в рабстве в период войны.

29 октября 10:00. Большой зал Дома кино. Бесплатно

Декадентам и театралам

девушка с коробкой

Настоящий декадент знает, как добавить изысканности даже самому вульгарному способу досуга. Так на заре кинематографа кино считалось дешевым увеселением и кратковременной модой, поэтому долгое время фильмы оставались немыми – никто не хотел заниматься сложными процессами работы со звуком ради дешевого развлечения. Таперам чаще всего приходилось играть на расстроенных пианино на потребу сомнительной публике. И вот спустя почти столетие немое кино с живым аккомпанементом – это оригинальный эстетический опыт, получить который хотят многие. В рамках фестиваля в Доме кино покажут советский фильм 1927 года «Девушка с коробкой» о квартирном вопросе, который, как известно, так испортил москвичей. За роялем пианист и любитель джаза Николай Иорданиди.

Для театралов, которые предпочитают киноэкрану загадочные подмостки, организаторы фестиваля тоже припасли пару сюрпризов. К 80-летию президента «Саратовских Страданий» Олега Табакова пройдет показ фильма «Гори, гори, моя звезда». В нем Табаков играет Искремаса – театрального режиссера-самоучку, псевдоним которого расшифровывается как «искусство – революционным массам».

А 1 ноября в Театре драмы артисты и студенты Театрального института СГК будут читать пьесы современных немецких авторов: «Первый урок» и «Ты видишь призраки» Йорга Менке-Пайцмайера и «Хочу быть волком!» Беттина Вегенаста.

«Гори, гори, моя звезда» 29 октября 14:00. Малый зал Дома кино. Бесплатно

«Девушка с коробкой» 29 октября 19:00. Большой зал Дома кино. 200 р.

Театральные чтения 1 ноября 19:00. Малая сцена Театра драмы. Бесплатно

Тем, у кого сложности с концентрацией внимания

avatarka_gorizontalnaya_ks7_2

Если вам не спится ночами, вы смотрите видео на YouTube, перескакивая с одного на другое, и лучше бы умерли, чем стали бы смотреть «Туринскую лошадь» Белы Тарра, то короткометражки изобрели специально для вас. И, кстати, в этом нет ничего плохого: проблемы с концентрацией внимания – это примета современного человека, погруженного в ошеломляющий информационный водоворот. В пятницу в 22:00 начнется показ лучших короткометражек с мировых кинофестивалей Kinematic Shorts 7. В программе шесть коротких метров (длиной от 7 до 21 минуты) о любви, деньгах и проблемах белых людей.

30 октября 22:00. Цена уточняется

Интеллектуалам-документалистам

лекции документалистов вернер

Андрей Шемякин, фиололог, культуролог и ведущий передачи «Документальная камера» проведет мастер-класс «Искренность и откровенность в документальном кино». Один из тезисов Шемякина заключается в том, что современное документальное кино в России недостаточно живо откликается на реальность и придерживается узкого диапазона тем (из интервью «Искусству кино»). Шемякин представит и свой собственный фильм «Отец в командировке» о М. М. Шемякине, исследователе биоорганической химии.

Документалистика может стать способом исследования самого себя – об этом на своей лекции «Личная документалистика» расскажет немецкий режиссер Кристиан Вернер. Наиболее известная его работа – фильм «Ходж и я», в которой Вернер рассказывает и показывает свою личную историю борьбы с раком. Режиссер документировал не только борьбу с болезнью и особенности жизни с ней, но и наблюдения за абсурдностью бытия и простые радости.

«Искренность и откровенность в документальном кино» 2 ноября 11:00. Институт филологии и журналистики СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Бесплатно

«Личная документалистика» 2 ноября 14:00. Немецкий центр в Саратове (Областная научная библиотека). Бесплатно

Адептам кинорецензий «Афиши»

Многие из нас выросли на рецензиях «Афиши» и даже сформировали систему координат: одни доверяют кинокритику Антону Долину, вторые – Станиславу Зельвенскому. Если вы были на стороне Долина, то самое время встретиться с ним в реальности. На «Саратовских Страданиях» он выступит с лекцией «Российское кино в контексте мирового: кому и зачем мы нужны?». Долин вообще отличается здравыми рассуждениями и ценит классическое авторское кино (Дрейер, Тарковский, Бергман), а главное, прекрасно излагает свои мысли. Кстати, в российское кино он пока еще верит.

31 октября 20:00. Большой зал Дома кино. 250 р.

Филантропам и просто хорошим людям

О теме инклюзивного образования – образования, при котором обычные дети и дети с особенностями развития учатся вместе, в России заговорили относительно недавно. Многие психологи и эксперты подчеркивают, что инклюзивное образование идет на пользу всем его участникам, но люди (чаще всего родители обычных детей) настроены резко против. Об этой проблеме расскажут два документальных фильма: российский «Свои не свои» и французский «Улисс в компании».

На фестиваль также приедут студенты Эдинбургского университета, которые представят свой проект LIVED. Задача проекта – рассказать истории молодых людей-беженцев из стран третьего мира, используя для этого возможности документального кино.

Инклюзия 31 октября 10:00. Малый зал Дома кино. Бесплатно

LIVED 1 ноября 14:00. Малый зал Дома кино. Бесплатно

Неофитам русской хтонической волны, подписчикам пабликов «ОКО» и «Память»

рос застолье

Изучить культурный код пира в русской традиции ну и просто посмотреть на роскошные застольные фотографии можно будет на выставке «Российское застолье», которая состоится при поддержке московского Мультимедиа Арт Музея. В экспозицию войдет около 300 фотографий, сделанных с 80-х годов XIX века и до наших дней, среди них работы Карла Буллы, Александра Гринберга, Александра Родченко, Ивана Шагина, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета, Самария Гурария, Бориса Кудоярова, Виктора Ахломова, Анатолия Ерина и Виктора Руйковича. Дачные посиделки с изысканными винами в компании ручных собачек, пышные сельские пирушки с самоваром, чинные застолья с советским шампанским – каждый сюжет отражает изменения в быте и культуре жителей России и легкими штрихами обрисовывает исторический период. Особая прелесть – это, конечно, фотосюжеты на хмельную тему.

Если тематика пира кажется вам недостаточно хтонической и мрачной, то посетите показ фильма «Церемония» Елены Ласкари. Синопсис воодушевляет: «Самая главная церемония вашей жизни — это ваши похороны. Вы когда-нибудь задумывались о том, как будет проходить прощание с вами? Каким будет ваш гроб, во что вы будете одеты, будет ли звучать музыка, и кто будет провожать вас в последний путь?»

«Русское застолье» 30 октября 15:00. Краеведческий музей. Бесплатно в день открытия выставки

«Церемония» 2 ноября 16:00. Малый зал Дома кино. Бесплатно

Любителям горячих сенсаций и запретных удовольствий

любовь ноэ

Из-за чиновничьих запретов некоторые фильмы получают такую огласку, которой едва ли можно было бы добиться даже масштабной пиар-кампанией. Эта участь постигла и запрещенную «Любовь» Гаспара Ноэ. Эротический фильм о молодых людях, которые занимаются сексом в различных позах и гендерных сочетаниях, а параллельно говорят банальности под Gnossienne No. 3 Эрика Сати (о нет, только не это). Конечно, «Нимфоманка» Триера тоже манила порнографическим аллюром, а в саундтреке там звучала хоральная прелюдия Баха в фа миноре, но то был Триер, который может красиво замешать отсылки к Тарковскому со сценами сексуального характера. В общем, судя по рецензиям кинокритиков, от «Любви» ждать откровений не стоит – кроме самых очевидных, которые и так можно отыскать в любой день на просторах интернета. Тем более в Саратове фильм покажут не в 3D, как задумывал Ноэ, а значит, прелестные тела актеров и актрис будут выглядеть не так реалистично, как хотелось бы.

2 ноября 22:00. Большой зал Дома кино.

Всем без исключения

клинч фильм закрытия

Фильм открытия фестиваля «На пороге страха» — последняя работа легендарного документалиста Герца Франка, созданная совместно с режиссером Марией Кравченко. Кино рассказывает о двух судьбах, переплетение которых едва ли можно было предсказать, — судьбах политического заключенного Игаля Амира и многодетной русской эмигрантки Ларисы. В 2013 году Франк скончался, а работу над фильмом завершила Мария Кравченко. «На пороге страха» открывал фестиваль «Артдокфест» в Москве в прошлом году и другие фестивали по всему миру и получил несколько наград.

Что касается конкурсной программы «Саратовских страданий», то она делится на две категории: «Панорама Kinodok» (в рамках нее будут показаны фильмы к 70-летию Победы, работы саратовских режиссеров, среди которых Тихий Куст, Гнутов-Баюн и А. Гоголев, и ленты европейских авторов) и шесть сеансов документальных фильмов. Каждый сеанс будет сопровождаться голосованием. Все конкурсные показы бесплатны.

На закрытии покажут художественный фильм Сергея Пускепалиса, режиссера с саратовскими корнями, «Клинч». Автор сценария – драматург Алексей Слаповский, также родом из Саратова. Главный герой «Клинча» учитель литературы Фёдоров (Алексей Серебряков) попадает в опасный (или скорее безумный) переплет после того, как воровка (Ася Домская) выхватывает у него на улице портфель.

Фильм открытия «На пороге страха» 30 октября 19:00. Большой зал Дома кино. От 300 р.

Фильм закрытия «Клинч» 2 ноября 19:00. Большой зал Дома кино. От 300 р.

Полная программа здесь.

Нравится0 Поделиться Поделиться Ретвитнуть