Новая пешеходная зона в Саратове все-таки будет. Начнется она от проспекта Кирова и закончится на набережной Космонавтов. Smog выяснил у саратовских архитекторов, почему не нужно волноваться из-за частичной ликвидации проезжей части и чего стоит ожидать от нового городского пространства.

ped

Еще в XIX веке Немецкая улица была любимой и популярной среди саратовцев. К концу девятнадцатого столетия здесь и лучшие гостиницы города, и рестораны, и редакции губернских газет, и всевозможные магазины.

Здесь назначали встречи и солидные банкиры, и пылкие влюбленные гимназисты, и подпольщики-социалисты. Чего только не перевидала Немецкая в те годы. Свое новое название улица получила в 1935 году в честь революционера Сергея Мироновича Кирова, и к тому же приобрела статус проспекта. Помнит проспект и ходивший по нему сначала трамвай, а затем и троллейбус, демонстрации и всевозможные праздники, прогулки по нему В. Маяковского и Ф. Шаляпина, А. Дюма и П. Яблочкова, А. Ковпака и Б. Ельцина, десятки, сотни других исторических личностей.

Продолжать тут можно до бесконечности. А с момента закрытия движения транспорта в 1985 году проспект Кирова стал одной из первых в России пешеходных зон по всей протяженности улицы, получил прозвище «Саратовский Арбат» и окончательно и бесповоротно завоевал сердца горожан.

Проспект Кирова вскоре может перестать быть единственной пешеходной зоной Саратова. К реализации планируется не один проект в области градостроительной политики, и в частности, городские власти продлят пешеходную зону от проспекта Кирова до набережной по улице Октябрьская. В настоящее время составляется «дорожная карта» реализации проекта, который предусматривает расширение пешеходной зоны на этом участке, установку малых архитектурных форм, а также реконструкцию фонтанного комплекса «Каскад» на ул. Октябрьская.

Председатель Общественной Палаты области Александр Ландо отметил, что это знаковый для Саратова проект, который станет первым этапом по созданию единой пешеходной кольцевой зоны, которая планируется от Крытого рынка к набережной, а затем по набережной к Городскому парку, откуда по улицам Рахова и Вавилова можно будет снова вернуться на проспект. Таким образом, саратовская пешеходная зона может стать самой длинной в Европе. Заместитель главы администрации города Андрей Гнусин отметил, что уже существуют эскизные проекты реконструкции данной зоны.

pxr-WT1us8c

Архитектор Волжского района Анастасия Пузанова подчеркнула, что при подготовке проекта пешеходной зоны по улице Волжской, дабы избежать «негативных эмоций от автомобилистов», было решено оставить одну полосу для движения транспорта. На вопрос главы администрации города Валерия Сараева о необходимости ремонта фасадов на улице Чернышевского, Радищева и Чапаева Анастасия сообщила, что «очень сложно заставить собственников привести в порядок фасады». «По Московской же удалось. Надо такую же работу проводить по другим улицам», – заметил глава администрации.

_kRU326wCFs

У творческих горожан уже есть масса предложений по поводу благоустройства новой пешеходной зоны – разделение ее на различные сегменты (театральный, художественный и прочие), создание интерактивных зон, установка тематических исторических скульптур и даже обустройство скамеек на набережной.

circle (11)

Виталий Кудрявцев, кандидат архитектуры

«Важно расставить приоритеты, что главное – пешеходы или транспорт. И то, что делается в Москве сейчас – как раз переориентация на пешеходов. Поэтому я думаю, что и в данной ситуации это будет не лишним. Тем более, что там проезжая часть все равно остается, и выделяется велосипедная дорожка, по крайней мере в тех проектных предложениях, которые я видел. Тем не менее, транспортные потоки и емкости транспортных дублеров обязательно должны просчитываться, это параллельная работа, которая всегда сопровождает разработку пешеходных зон.

Самый главный плюс проекта в том, что это уже сейчас нормально функционирующая пешеходная зона, от проспекта Кирова мы спускаемся вниз к Волге. Но прошло уже более тридцати лет с тех пор, как была организована эта пешеходная зона, за которую получили все награды, какие только можно было тогда получить, и требуется уже моральное и физическое обновление того, что было сделано. Сделано было добротно, но многие плитки 30 лет пролежали, и уже в ненормальном состоянии. Технологии усовершенствовались, и если есть возможность перейти на более высокий уровень, более высокое качество этой пешеходной зоны, то почему бы и нет.

Я думаю, что тематические скульптуры — это штука нормальная. Но какими они должны быть? Многие из вещей, что у нас на проспекте поставили относительно недавно, планировались еще в 85-м году, когда разрабатывалась пешеходная зона. Вот время пришло, их поставили. Но по характеру, по духу – они, скорее, атрибуты 80-х годов. Сейчас 21 век, и декоративные скульптуры, которые могут быть там, должны, наверное, соответствовать новейшим тенденциям нашего времени. Продолжение пешеходной зоны, вернее ее реновация на этом отрезке, должна, в определенной степени, быть преемственной: в цветовой гамме, в каких-то определенных решениях, чтобы это не были два разных участка большой комплексной пешеходной зоны. В них должно быть нечто общее, чтобы они определяли так называемый фирменный стиль или бренд, чтобы он был сохранен.

Если это часть предвыборной кампании, я бы очень пожелал всем нам, чтобы предвыборные кампании проходили каждый год, и тогда каждый год делалась бы большая работа в городе. Поэтому, неважно какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей. Если город получит определенный результат, я буду этому только рад».

circle (10)

Алена Черемисова, архитектор-дизайнер

«В общих чертах могу сказать, что идея продления пешеходной зоны от Кирова до набережной не новая. На кафедрах Дизайн архитектурой среды и Архитектура СГТУ есть проекты на данную тему. Очевидно, что необходим комплексный подход к развитию городских территорий. Это в том числе касается и транспортных артерий города. Нужно понимать, что город – это живой организм, и все процессы, происходящие в нем, должны развиваться органично. Нельзя просто так брать и перекрывать дорожную сеть без глубокого анализа всей структуры и проблем дорожной сети города.

Развитие пешеходных зон очень важно для города, и особенно важным, хотелось бы отметить, становится выявление и подчеркивание уникальности и духа места. Но это нужно решать также комплексно, включая не просто элементы благоустройства и малых архитектурных форм, часто ставя их, где попало, а создавая уникальную среду города для человека, подчеркивая образ места, его историю и ценность. Считаю необходимым обратить внимание на световую среду города. Средствами светового дизайна можно направить, создать нужную атмосферу пешеходных зон и подчеркнуть уникальность пространства».

Текст Злата Улитина

Нравится6 Поделиться Поделиться Ретвитнуть