Симулякр (от. франц. simulation – симуляция) – подлог реальности, несуществующая копия, предмет гиперреальности. Одно из ключевых понятий философии постструктурализма и искусства постмодернизма. Термин ввел в употребление Жорж Батай, но максимально приблизил к жизни Жан Бодрияр в труде «Симулякры и симуляция».

Симулякров в современном мире много. Они поступают к нам, например, с голубых экранов: телевидение воспроизводит событие, которое производится специально для того, чтобы телевидение могло его воспроизвести. ТВ делает это так задорно и ярко, что событие из телевизора кажется обывателю куда более значимым, чем реальная окружающая жизнь. Диснейленд с его устройством воображаемого мира, по Бодрияру, яркая модель симулякра американской жизни. Красивая жизнь в Instagram, пропущенные через фильтры селфи и луки – все это тоже своего рода симулякры настоящей жизни. И, казалось бы, причем тут покемоны?

Обычно термином описывают реалии (и гиперреалии) второй половины XX и начала XXI века. Однако российский исследователь Михаил Эпштейн зашел дальше, и посчитал, что весь советский коммунизм – один большой симулякр. Он считает, например, что коммунистические субботники — типичные симулякры, которые были созданы идеологией для подтверждения идеологии.

Синонимы: подобие, копия

Пример употребления: -Смотрел вечерние новости? –Симулякрами не увлекаюсь.

Нравится1 Поделиться Поделиться Ретвитнуть