25 октября в TheatreHD пройдет показ постановки Королевского национального театра
«Франкенштейн: Камбербэтч». Smog рассказывает об истории создания спектакля и о том, почему его нужно посмотреть на большом экране.

Роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» был написан юной Мэри Шелли (тогда еще Мэри Годвин) в 18 лет на вилле в Швейцарии исключительно из-за того, что на улице лил дождь, делать было нечего, а компания собралась с литературным уклоном (в частности, там же и тогда же лорд Байрон написал свой первый рассказ о вампирах).

Домашняя «страшилка» через два года была издана даже без указания автора — и была внезапно с восторгом принята читателями. С тех пор не прекращается триумфальное шествие Франкенштейна по миру: книгу переводят, экранизируют, адаптируют под мультфильмы, ставят в театре. В театре пьесу впервые поставили в 1823 году, дебют Франкенштейна в кино состоялся в 1910 году.

Благодаря одной из экранизаций зрители теперь вечно путают двух главных персонажей, считая фамилию Франкенштейн именем Создания, тогда как это фамилия создателя, которого звали Виктор Франкенштейн. Кстати, фамилию эту Шелли не придумала, она знала о существовании замка Франкенштейн где-то на Рейне, где, по слухам, когда-то была настоящая алхимическая лаборатория.

Денни Бойл, оскароносный режиссер и автор церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне (уж ее-то точно видели все) в 2010 году в лондонском National Theatre поставил свою версию «Франкенштейна», которая стала одним из ярчайших событий театрального мира 21 столетия. В спектакле Бойла играли две звезды мирового уровня (впрочем, в момент старта спектакля их статус был гораздо скромнее) – Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер. Они играли Виктора Франкеншейна и его Создание – Бойл настаивал на том, чтобы слово «Чудовище» никогда не фигурировало даже в обсуждениях на репетициях.

Помимо всего прочего, оригинальность решения заключается еще и в том, что спектакль шел в двух версиях: в одной Виктора играет Бенедикт, а Джонни, соответственно, играет Создание, в другой они меняются местами. Для проката в кинотеатрах мира сняты обе версии, так что любой зритель легко может убедиться в том, что при идентичности текста получилось две совершенно разных истории.

Артисты, придумывая свой образ Создания, исходили из изначально разных вводных. Джонни ли Миллер позаимствовал пластику ребенка, который только учится держать в руках предметы (у него в то время как раз был образец для подражания»), Бенедикт же взял за основу пластику тяжело больных людей, пытающихся восстановить моторику после перенесенных заболеваний, например, после инсульта или тяжелой аварии.

Вряд ли Мэри Шелли, сочиняя фантастический ужастик, вкладывала в него те мысли, над которыми задумывается зритель после спектакля Денни Бойла. Ее Виктор Франкенштейн попытался стать равным Богу, за что и поплатился бесконечными потерями. История Денни Бойла – не только про это. Здесь во главу угла становится один из ключевых для 21 века вопросов – вопрос инаковости. Как выжить в обществе, которое не способно и не хочет принимать чужих? Не важно, в чем заключается инакость: в цвете кожи, внешности, весе или мировоззрении. Виктор и его Создание одинаково далеки от того мира, в котором оказались – и обоим нет в нем места.

timetime 25 октября, 19:00

ticket 450 рублей

placeplace Синема Парк, ул. Зарубина, 167

info Подробности

Нравится0 Поделиться Поделиться Ретвитнуть