Модными могут быть не только стрижка, свитшот и автомобиль, но и слова. В сегодняшней рубрике «Smog dog» узнаем, как правильно говорить по моде и из какие факторы влияют на популярность отдельных фраз.

landscape_nrm_1422465397-talking

Ученые говорят о том, что языковая мода – зеркало, в котором отражаемся мы сами. С нашими пристрастиями, приоритетами, нравственными ориентирами.

шаповалова в кружочке

Надежда Геннадиевна Шаповалова, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики СГУ им. Н.Г. Чернышевского

«Общаясь, мы не осознаем, почему выбираем определенные слова и цитаты, ставим ударение на тот или иной слог. На самом деле наш выбор определяется сложным взаимодействием разных языковых явлений: нормы, политики и моды. Последняя обусловливает престижность различных языковых средств. Она делает их употребление модным, массовым и, наконец, старомодным. В свою очередь статус слова предопределяет, насколько престижна языковая группа, к которой мы принадлежим. Модное слово – как новый гаджет, приобретение которого не требует денежных средств. Достаточно понять значение и подобрать верный контекст. Отсюда наше стремление использовать модные слова и выражения каждый день. В реальном и виртуальном общении – везде, где хочется проявить оригинальность посредством слов.

Примером подобного поведения может служить использование мемов – широко распространенных в СМИ слов или фраз типа «На лабутенах», «Денег нет, но вы держитесь!», «Как поплавали?» и проч. Появляясь в нашей речи, они как бы сигнализируют окружающим: «Я в курсе последних новостей. У нас есть общий повод для смеха и возмущения. Я свой!»

Из книг и фильмов нам знакомы модные фразы и словечки из прошлого. В 1960-е «чувихи хиляли по Бровею», а в 1990-е «братки крышевали ларьки». В «нулевые» принято говорить о популярности англоязычных заимствований и большом влиянии интернет-терминологии на разговорную речь.

куликова в кружочке

Галина Сергеевна Куликова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации СГУ имени Н.Г. Чернышевского
«В число модных слов попадает много заимствований. Сейчас мы наблюдаем моду на англицизмы, на американизмы. Они способны вытеснить русские слова или даже используют другую форму заимствованных слов. К примеру, «кондиционер» заменяют словом «кондишн». Зачем? Это уже слово есть. Некоторые английские слова уточняют смысл. Например, «киллер» – это не просто убийца, а наемный убийца. А некоторые слова утрачивают свою актуальность, популярное несколько лет назад слово «тинэйджер» сейчас почти не употребляется.
Популярным словом является слово «тренд», его употребляют вместо слова «тенденция», которое, впрочем, тоже заимствовано. Любопытно, что «тренд» не привносит нового смысла, а абсолютно дублирует слово «тенденция».
Также «в тренде» использование слова «эксперт» вместо указания на точный авторизованный источник. Журналисты часто используют фразы «по наблюдениям эксперта», «наш эксперт утверждает».
Большое влияние оказывают слова, которые связаны с Интернетом и компьютерами. Долгое время большое влияние на речь оказывал жаргон геймеров, сейчас сильное влияние Интернета. Отсюда мода на слова «погуглить», «лайкнуть», «зафрендить» и другие. Это объясняется популярностью общения в Интернете и Интернет-коммуникации в целом. Везде, и в публицистике, и в рекламе используют хэштеги — это тоже влияние Интернета, мы помним, что хэштег родом из твиттера. Это тоже очень модно, на пике моды, очень популярно особенно у тех людей, которые моложе и открыты всему новому».

ShowImage

В Интернете своя жизнь: переписка в мессенджерах и соцсетях породила целый ряд слов, которыми мы жонглируем в разговоре, увлекаясь их забавной формой. Говорим «винишко» вместо «вино», «кинчик» вместо «кино», называем красивых подруг «кисами» и зазываем их на «курятник» (девичник). Что с нами происходит?

шаповалова в кружочке

Надежда Геннадиевна Шаповалова, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики СГУ им. Н.Г. Чернышевского
«Факторов престижности слов много: стремление к принадлежности к престижному сообществу (в том числе виртуальному, как было с сетевыми «падонками» с их орфо-артом), общее настроение времени — неспокойный конец 1990-х с их «как бы» и пришедшие на смену стабильные нулевые с «реально». Мода на уменьшительно-ласкательные суффиксы (диминутивы) может идти от инстаграммщиц с их губами-уточками и «мимими», где все такое девочковое и милое. Причины могут быть разные. С одной стороны, популярность девушек, которые так говорят, и сформированный стиль комментирования таких постов. С другой стороны, стремление противопоставить что-то агрессии современного российского общества, мату через каждое слово и прочее. Такая манера поведения всегда имеет своих приверженцев. Просто способы выражения могут быть невербальные. Как после выхода сериала «Элен и ребята» все при встрече целовались».

Мария Соловьева

Нравится5 Поделиться Поделиться Ретвитнуть