Этому городу нужен диджей. Определённо. Образ города складывается из многих параметров: население, архитектура, возможности, работа общественного транспорта и коммунальных служб. В их число входит и звуковая информация, которую мы получаем прямо на улицах. Несомненно, этот момент должен быть тщательно продуман, и то, что мы слышим, должно органично сливаться с тем, что мы видим, сглаживая негативные стороны, и в конце концов создавать впечатление о городе.

sound

Тем временем, у Саратова с этим большие, если не сказать огромные, проблемы. То, что сейчас играет на улицах города можно поделить на две категории: ничего и нечто. Однако давайте по порядку.

Звуковой информации в Саратове не так уж и много. Предлагаем сразу отбросить звуки издаваемые людьми, машинами и животными, так как сейчас совершенно не об этом. Естественно, что включать музыку на каждой улице никто не собирается, да и смысла в этом никакого. Представьте, если бы к постоянному шуму машин и непрекращающемуся гулу толпы добавилась бы фоновая музыка. Навряд ли бы вам это сильно понравилось. Поэтому всё сводится к основным местам скопления людей. Посему ещё более непонятно, почему нельзя разобратьсяв трёх соснах. Чтобы не заблудиться в них, давайте пойдём по пунктам.

Реклама.

Львиная доля того информационного потока, что мы слышим, призывает нас купить, съесть, попробовать, зайти, заглянуть и в итоге (конечно же!) оставить свои кровные. В общем и целом реклама не является чем-то однозначно плохим. Наоборот, реклама, по сути – это первый современный вид искусства, мастерство которого можно действительно объективно оценить в денежном эквиваленте. Но, как и в живописи, в рекламе есть искусство истинное, а есть то, что лишь называется рекламой. На деле же это вброс информации, назойливый и раздражающий, который будто перфоратором пробивает ваши ушные перепонки заодно с черепом и стремится не пробудить у вас желание купить (наверняка авторы такой «рекламы» с трудом могут пробудить желание даже в своей девушке), а надоесть вам, чтобы вы купили это, лишь бы от вас отвязались. Видели ребят, раздающих листовки? Раньше ведь они их просто раздавали. Господи, зачем их научили говорить? Теперь они с этой одной единственной криво заученной фразой совершенно не чураются вклиниться не то что в ваш разговор, но даже в поцелуй.

effects-of-noise-pollution

Отдельной и не самой, разумеется, благоприятной участи заслуживают такие вот глашатаи с портативными колонками. Звуки из них перекрывают всё вокруг. Вряд ли кто-то сильно удивится, если однажды пешехода на перекрёстке Кирова и Чапаева собьёт почти трёхтонный Cadillac Escalade, а он не услышит его сигнала из-за бодрого голоса чувака из той колонки. И такой бездарной рекламы по городу процентов девяносто, не меньше. Очищать фасады от наружной рекламы уже начали, осталось дождаться очистки от рекламы наших натерпевшихся ушей.

Музыка.

Когда мы писали о том, что город должен быть правильно «озвучен», мы, конечно же, в первую очередь говорили о музыке. Понятно, что и она не должна отталкивать и надоедать. Понятно, что композиции не должны литься из каждого магазина и становиться частью общей какофонии. Тут действительно нужен диджей. Однако что мы имеем? Если брать тот же проспект Кирова, то в более активно торгующих кварталах (от Чапаева до Максима Горького) музыки в разы больше. И всё это (неожиданно, правда?) сливается в единый, невнятный и дурно звучащий трек.

1005fa33919931.5605ebdf68b98

Впрочем, какая разница? Ведь всё это перекрывает один-разъединственный ларёк с музыкальной продукцией, динамики в котором дико громко выбрасывают на улицу в большинстве своём не самые лучшие произведения индустрии. Зачастую они и вовсе больше подошли бы для городского рынка в субботний день: весело, задорно, по-народному. Душа поёт, свинина по 250, отдают за 230, ка-а-а-айф!!! Еще зелень не забыть.

Ближе к консерватории музыка затихает. Кстати говоря, тут, наверное, неплохо бы вписалась саундтреком классическая музыка. Увы.

свк

Светлана Викторовна Кузнецова, доцент кафедры «Психология» социально-гуманитарного факультета СГТУ:

Постоянный шум оказывпет усиленное воздействие на все рецепторы, что приводит к их перенапряжению, усталости и снижению чувствительности. Реклама же еще более сильно влияет на психику людей: при условии высокой внушаемости (что особенно характерно для детей и подростков) регулярное воздействие приводит к потере критичности восприятия. У детей  это  может привести к неправильному восприятию норм и даже перераспределению воспитательных функций: родители постепенно теряют своё влияние,  переходящее к средствам массовой информации.

На набережной достаточно тихо, но с музыкой проблемы те же. На всём протяжении Новой Набережной ни музыки, ни рекламы. Даже слишком тихо. Но вот с приближением к многочисленным кафе и ресторанам начинается всё «веселье». Такой вот список запретного для диджеев висел в одном из российских заведений.

dominic-wilcox-binaudios-the-sounds-of-a-city-designboom-06

Возможно, на любимой набережной он достиг бы размеров увесистой энциклопедии. При этом многие обладатели неплохого и разностороннего вкуса искренне не понимают, что заставляет людей слушать и включать песни, которые всем давно надоели, а то и вовсе основательно устарели. Желание клиента закон, но оно складывается из того, что он слышит, пока ещё ничего не желает. Однако есть и те, кому от типичного репертуара подобных заведений, состоящего из русской попсы, старой русской попсы, хитов 80-90-х и прочего аналогичного (тут пропущено слово), почему-то становится грустно, одиноко и ещё возникает желание уйти.

Радио.

Нельзя не сказать о радио. Вообще, эта идея была отличной. Хотя ладно, великолепной. Но ещё в 2008 году, когда по всему проспекту развесили динамики, и своё вещание начало «Эхо Саратова», взбунтовались горожане, проживавшие, собственно, на проспекте Кирова. Когда же авторы этой идеи предложили жителям установить пластиковые стеклопакеты и заверили, что оплатят полную их стоимость и все работы, жители скромно отказались. Было ли это предложение самым щедрым в их жизни? Что ж, надеемся, хоронить их будут под джингл одной из сетей ювелирных магазинов. Ещё осенью 2015 года всё там же играло уличное радио «Проспект». С приятной музыкой, новостями и прочим. Сейчас же о нём в Сети нет ровным счётом никакой информации, сайт не работает, остались лишь объявления с предложениями разместить рекламу. Разумеется, сейчас оно не играет. Такие дела.

Если судьба всё же свела вас с шумными соседями в лице кафе или магазина, помните, что вы всегда сможете отстоять свои права. Не обязательно, впрочем, сразу бежать и жаловаться в Роспотребнадзор. Простое человеческое общение и понимание никто не отменял, однако не лишним будет в разговоре с администрацией заведения упомянуть о возможном судебном иске.

Начать же разбирательство можно с приглашения экспертов из Роспотребнадзора для измерения уровня шума. В вашем присутствии, а также в присутствии  представителей заведения-нарушителя проверят, не слишком ли громко играет музыка или раздается из колонок реклама. Допустимый уровень шума в непосредственной близости от жилых домов — 70децибел в дневное время и  60- в ночное. Вы также можете нанять независимого эксперта, с чьей помощью вам удастся доказать, что шуметь перестали лишь на пару дней после визита Роспотребнадзора, а потом вновь всё встало «на свои места». Затраты на проведение экспертиз вы сможете взыскать с компании-ответчика в том случае, если суд займет вашу сторону.

Однако не всегда стоит «стучать» в Роспотребнадзор. Если ваш покой нарушают в ночное время, смело звоните в полицию, так как они смогут принять «срочные», но всего лишь первичные меры.

Важно также внимательно и обдуманно составлять заявление. Помните, что радикальные требования вроде «закрыть и выгнать» могут удовлетворить лишь в случае грубых нарушений, в том числе и санитарных. А вот просьбы убрать вывеску или выключить музыку удовлетворяются гораздо чаще. Кроме того, вы можете попытаться доказать, что своим воздействием «соседи» нанесли вам непоправимый моральный ущерб, который, впрочем, могут компенсировать лишь материальные средства.

Что же со всем этим делать? Ответ на этот вопрос смотрите в самом начале. Саратову и впрямь нужен человек, способный и, что немаловажно, наделённый полномочиями заткнуть одних и заставить говорить других. Будет ли он называться диджеем, дирижёром, сомелье звука или мьюзик-менеджером – не важно.

Само собой, необходимо свести к минимуму объём и громкость наружной звуковой рекламы. Запретить магазинам и кафе, находящимся в окружении себе подобных, выносить свои звуки за пределы помещения, а на улице… Больше музыки, хорошей и разной! Это поможет избавиться от какофонии. Кстати говоря, отличным примером организации музыкального сопровождения зачастую являются торговые центры, где в каждом магазине играю свои треки, а в холле – свои. При этом, несмотря на постоянно открыты двери, мелодии не перемешиваются и не отвлекают. Естественно, неплохо было бы короткими строчками выводить в аудиопространство основные и срочные новости города, чтобы горожане всегда могли быть в курсе событий. Да, вы знаете, на что мы намекаем. Уличное радио! Без долгих разговорных передач, с ненавязчивой музыкой, с рекламой (в том числе и социальной) и с новостями. К тому же оно позволит выводить в эфир срочные сообщения о происшествиях, чтобы вовремя предупреждать огромное количество людей о случившемся. Интересно, есть те, кому не нравится эта идея?

Конечно же, такие меры больше подходят зонам с большим количеством магазинов, кафе и прочих заведений. Вряд ли кому-то помешает тихо мурлыкающая из колонок одиноко стоящего бара музыка. Не должно быть тотальной тишины, всего должно быть в меру. Впрочем, это проблема, которая действительно нуждается в решении. И чем скорее это произойдёт, тем лучше и для облика города, и для наших с вами ушей.

LISTEN_TO_YOUR_CITY_7f8ed5c3-7ff7-4cd2-b593-c9f96b694e79_1024x1024
Нравится4 Поделиться Поделиться Ретвитнуть