Улыбающиеся моряки, рыбаки и теплоходы, консерватория без шпилей и волжские пейзажи невероятной красоты — SMOG публикует редкие фотографии из альбома «Волга». Где-то в интернете вы такое вряд ли найдете.

river
лебеди
IMG_5411_

Альбом «Волга» был выпущен издательством «Советский художник» в 1964 году, а обнаружился спустя полвека в саратовском букинистическом магазине. Более сотни страниц с черно-белыми фотографиями и цветными вставками скрыты за серым тканым переплётом. На нем отпечатано лаконичное синее «Волга» с прямым подчеркиванием. Книга обернута в сентиментальную суперобложку, на которой изображены пять лебедей, парящих над поверхностью реки, подернутой легкой рябью. Ни лебедей, ни гигантских рыбин, ни котов, ни чаек из этого альбома уже давно нет, как и какой-либо информации об издании. Известно, что «Советский художник» выпускал сборники репродукций, пособия по современному искусству, открытки, афиши и каталоги, а в 90-е переродился в издательство «Галарт». Составитель «Волги» Валентин Урин также выпустил альбом «Русская зима», в котором, словно в эскимосском языке, отразились десятки лиц и имен снежной стихии. О «Волге» же не осталось больше никаких свидетельств, кроме густого запаха старой квартиры и пары строчек в библиотечных указателях.

IMG_5436_

«Волга» — дитя своего времени. В начале 60-х годов ощущался особенный эмоциональный подъем, вызванный относительно недавней победой в войне, приятным послевкусием оттепели, научно-техническим прогрессом и, конечно, фантастическим восторгом от «завоевания» космоса. Альбом, посвященный реке Волге и городам вдоль нее, напитан риторикой той эпохи: «восторженные земляки», «стремительный бег электропоездов по заснеженным просторам России», «житница России», «эпический восторг», «светлые машинные залы» и название Волжской гидроэлектростанции, написанное прописными буквами. Волга здесь — архетип коммунистического Золотого века, могущественный и неиссякаемый источник изобилия, который, однако, служит на благо великой и неколебимой идее: «Неустанно работает великая русская река на счастье советских людей, на коммунизм!»

IMG_5419_
IMG_5439_
IMG_5427_

Промышленное величие Волги со временем уступило эмоциональному – «непривычный кругозор» (по определению И. Репина) по-прежнему производит впечатление куда большее, чем железобетонные мосты и электрификация всей страны. И эта волжская медитативность и, в то же время, витальность насыщает фотографии, придавая даже черно-белому снимку речной глади физически ощутимую текстуру, подвижность и сияние. В альбоме собраны работы более 40 фотографов, и среди них, очевидно, были как любители брутального промышленного великолепия, так и охотники за человеческими эмоциями. Улыбающиеся моряки и морячки на кораблике «Юный водник», влюбленная пара на палубе теплохода, боцман с улыбкой Хью Гранта, одинокие рыбаки, застывшие на водной глади среди тонких берёз, три мальчишки на лавочке, наблюдающие за ледоходом, рыбаки с лукавым прищуром и папироской в зубах – только что они поймали огромную рыбину – вот лишь некоторые сюжеты волжского альбома.

IMG_5440_
IMG_5420_
IMG_5434_
IMG_5452_
IMG_5426_

Отдельная роль отведена пейзажам – дрожащему горизонту в обрамлении черных ветвей, поросшим зеленью холмам, грозовым просветам, утёсам-Столбичам, туманам, речным закатам и рассветам. Пеликаны, лотосы и арбузы напоминают снимки из журнала «Наука и жизнь» и пробуждают приятное ностальгическое волнение. Подобные чувства вызывают и городские панорамы. Саратов в «Волге» представлен тремя фотографиями: на них памятник Н. Г. Чернышевскому, консерватория и вид на набережную Космонавтов и мост. Проспект Кирова еще не стал пешеходным, а на консерватории отсутствуют шпили – их сняли в начале 40-х гг., чтобы они не стали ориентирами для немецких летчиков. Панорама набережной — это масштабное пространство для исследования саратовской жизни в 60-е гг. По улице прогуливаются жители: женщины в платьях и с зонтиками от солнца, мужчины, как один, в светлых рубашках и черных брюках. В уголке притаился торговый лоток, в котором продают то ли пирожки, то ли мороженое, то ли газированные воды. На реке покачивается яхта, а у берега пристроились дебаркадеры – с них наверняка доносится эстрадная музыка. Медленно опускается тень, и кажется, что на фотографии время остановилось.

IMG_5447_
IMG_5446_
IMG_5445_
IMG_5417_
IMG_5435_
IMG_5450_
IMG_5416_
IMG_5413_
IMG_5430_
IMG_5449_
IMG_5421_
IMG_5424_
IMG_5448_
IMG_5453_
IMG_5433_
IMG_5454_

Как справедливо замечала Сьюзен Зонтаг, «фотография – элегическое, сумеречное искусство», которое «усердно подогревает ностальгию». Сегодня, глядя на эти фотографии, мы вспоминаем истории, которые рассказывали дома, в семье, или старые снимки, которые находили в больших альбомах в кожаных обложках. А, быть может, вспоминаем и летний полдень у речного порта, когда от Волги отходил теплоход, а горожане, стоя на ступеньках, махали рукой уплывающим незнакомцам — от нечего делать или из чувства внезапно пробудившихся симпатии и гостеприимства.Л

river_fish

Для тех, кто уже воодушевился фотографиями, предлагаем послушать этот интересный трек.
LP — Balalaika: Music and Songs of White Russia.
Pierre and Vladimir Svetlanoff with the Sania Poustylnikoff Orchestra.
Track: Volga Reka (Volga River)
Year: 1972 

Нравится11 Поделиться Поделиться Ретвитнуть