Если вы знакомы с загадочными фамилиями Доман и Монтессори, знаете, что такое сенсорная коробочка и зачем нужны кубики Зайцева вы, скорее всего, мама или папа, и стремитесь успеть все, потому что «после трех уже поздно». На фоне разговоров о необходимости занятий с пеленок, в Саратове набирает популярность методика, которая выступает резко против акцента на развитии интеллекта в младшем возрасте. СМОГ узнал, что из себя представляет педагогика, которая ратует за индивидуальность ребенка и обучение без карточек, учебников, оценок и раннего интеллектуального развития.

Вне системы

В этой школе мало привычного. Тут нет журнала, дневников, нет гонки за хорошими оценками, нет шестидневной нагрузки с пятью уроками в день, нет обязательных домашних заданий. Зато здесь есть четкое представление о том, что нужно ребенку, и что помогает его гармоничному развитию.

Речь идет о первом саратовском клубе вальдорфской педагогики «Соцветие», включающей в себя особую образовательную и воспитательную программы для дошкольников и школьников.

бельская в кружочке

-Нам очень важно дать понять, что мы не школа в общепринятом понимании,поясняет педагог Алена Бельская. — Мы являемся семейной инициативой – то есть объединяем родителей, которые выбрали для своих детей семейную форму обучения и хотят образовывать детей в русле вальдорфской педагогики. Мы не коммерческое предприятие, не учебное заведение, мы не имеем и не должны иметь такого статуса. Это можно сказать, объединение родителей, среди которых есть педагоги и будущие педагоги.

Сделано в Германии

Методы вальдорфской педагогики базируются на антропософской философии. Ее основатель – австрийский мыслитель Рудольф Штайнер, первый труд «Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки» он написал в далеком 1907 году, а активную педагогическую деятельность начал в 1920-е годы. С тех пор его идеи продолжают развиваться в сотнях школ по всему миру. Свое название методика получила от табачной фабрики «Вальдорф-Астория», где Штайнер набрал первый класс из семей рабочих.

бельская в кружочке

В основе вальдорфской педагогики лежит понимание возрастных потребностей ребенка. Нет задачи как можно быстрее «загрузить» его объемом всевозможных знаний, познакомить разом со всеми современными технологиями, дать максимум практических умений. Мы видим в ребенке, в первую очередь, личность и существо развивающееся физически, душевно и духовно. Наша задача помогать гармонично осуществляться этому естественному процессу. Когда же все силы воспитателей уже в дошкольном возрасте направлены на развитие интеллекта, это приводит к нарушению естественного развития, проблемам с физическим здоровьем, притупляет творческие способности,продолжает мама и педагог Алена Бельская, — На наших встречах с родителями мы много внимания уделяем тому, что происходит с ребенком в первые годы жизни. Это время стремительного физического роста — таких глобальных изменений, как в первый семь лет жизни, с физическим телом человека, с его внутренними органами и всеми жизненно важными системами не произойдет больше никогда за всю оставшуюся взрослую жизнь.

На первом этапе (начальная школа) в вальдорфской школе много рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах, вышивают и вяжут. Академическое образование, схожее с обычным школьным, начинается только в старших классах – именно тогда, по мнению педагогов, мозг ребенка готов впитывать большое количество информации и анализировать ее.

бельская в кружочке

-Учебная программа вальдорфской школы сочетает в себе предметы академические и художественно-эстетические (музыка, живопись, лепка, эвритмия), большое внимание уделяется рукоделию и ремеслам, разнообразной практической деятельности. — поясняет Алена, — Только такой подход позволяет гармонично развивать чувства, волю и мышление. Обращение к этому триединству в развивающемся человеке – одна из основ вальдорфской педагогики. В любом ребенке заложены самые разнообразные способности и таланты и задача родителей и воспитателей дать возможность развиваться и раскрываться им свободно, в гармонии с окружающим миром.

Эпохальная учеба

Весь учебный год поделен на эпохи, которые постоянно чередуются. В вальдорфских школах нет ежедневного дробления на разные предметы, а приветствуется метод «погружения».  По нему в течение трех недель продолжается эпоха букв. В это время педагоги занимаются только буквами и письмом. Затем наступает эпоха цифр, после – эпоха окружающего мира. Педагог старается много внимания уделять прямому общению с окружающей средой в парке или в лесу.  В старшей школе происходит «эпохальное» погружение в изучение истории, географии, математики, физики.

Эпоха букв кардинально отличается от привычного изучения букваря. Вальдорфцы долго не переходят на стандартные занятия письмом и чтением, а осваивают их в другой форме – переписывают с доски слова и фразы, даже когда ещё не познакомились со всеми буквами азбуки. Постепенно зрительно запоминая, узнавая всё больше и больше в течение всего первого класса, дети учатся писать крупными печатными буквами на листах А4, что объясняется сложностью для семилетнего ребенка работать в маленьком формате стандартных прописей.

Вальдорфцы уверены, что чем младше ребенок, тем интенсивнее нужно задействовать все уровни его восприятия и органы чувств, тогда информация усваивается лучше. Вместо интеллектуальной зубрежки – практика, вместо компьютеров и технологий – тактильные ощущения и творческие занятия.

В школе есть предмет, которого нет ни в одной другой –рисование форм. Его изучают, начиная с первого класса и продолжая до шестого, где он постепенно переходит в проективную геометрию. Предмет концентрирует в себе несколько задач. С одной стороны, тренировка руки, глазомера, с другой стороны, развитие графических навыков. На рисовании форм пользуются только мелком, рукой и бумагой. На практике это выглядит так: учитель на доске рисует какие-то символы: палочки, кружки, завитки, а ребенок в тетради пытается это повторить. Никакие вспомогательные элементы, вроде прописей или линеек, не используют.

Детям не задают домашней работы в том понимании, как их используют учителя средних школ. Оценок в вальдорфской школе нет.

DSC_1662 - 2016-06-10 at 12-11-51

Без расписания

Как нет и привычного расписания занятий. Главная часть учебного дня состоит из одного урока. Он длится приблизительно полтора часа и делится на несколько частей. Урок начинается с ритмической части, которая играет особенно важную роль в начальной школе.

бельская в кружочке

-Это не зарядка, это правильное пробуждение. Сначала происходит пробуждение физическое, когда мы топаем ногами под бит, потом пробуждаем чувства, раскладывая какое-то стихотворение, двигаясь более пластично. Будем и мышление: через ритм детям в начальной школе дается практически вся математика. Начиная с первого класса, дети работают даже над таблицей умножения, хотя они об этом пока не знают. Через хлопки или топот изучается порядковый счет, цепочки четных и нечетных цифр.

Вдох-выдох

Учебы основана на представлениях о жизненных ритмах, которое педагоги противопоставляют понятию «режим дня».

бельская в кружочке

-Ритм — залог здоровья. Мы говорим о ритме, как о дыхании — «вдох-выдох» — сменяющие друг друга периоды концентрации и расслабления, время для восприятия и переживания, и для осуществления действия. В формате урока это дыхание поддерживать возможно через смену деятельности: после восприятия какого-то нового материала дети на несколько минут откладывают тетради и достают свои пентатонические флейты, или поднимаются и пять минут рецитируют стихи или знакомые скороговорки, а после 15 минут работы над заданием 10 минут слушают сказку. Кстати, каждый урок в вальдорфском классе заканчивается рассказом учителя. Это должен быть именно устный рассказ, а не чтение вслух. Этот непосредственный живой контакт учителя и ученика имеет принципиально важное значение в процессе обучения.

Музыка составляет важную часть вальдорфской педагогики. Дети с первого класса играют на разных инструментах. В начальной школе — на блокфлейтах, в средней и старшей – на ударных (звуковая перкуссия соответствует возрастным особенностям подростка). Музыка используется не для общего развития, а для оздоровления и эмоционального подкрепления детей. В течение занятия педагоги вместе с детьми много поют и двигаются, много играют. С 5 класса урок музыки называется «ансамбль».

DSC_1636 - 2016-06-08 at 13-32-21

Об учителях

бельская в кружочке

-Педагоги приходят в вальдорфскую школу самыми разными путями, кто-то имеет за плечами многолетний педагогический опыт в традиционной системе, кто-то получив классическое педагогическое образование, сразу решил пойти по альтернативному пути. А кто-то, не имея специального образования, познакомился с вальдорфом только став родителем, когда задумался о развитии и образовании собственных детей. Сейчас в России есть возможность учиться и повышать квалификацию на периодических семинарах для вальдорфских учителей в Москве и Санкт-Петербурге. На базе некоторых российских школ организуют курсы для учителей и родителей, проводят конференции. Вальдорфским учителем может стать любой человек, готовый к работе над собой, готовый к ответственности, и конечно, стремящийся к работе с детьми.

Одна семья

С правовой точки зрения саратовский вальдорфский клуб не является школой.

Официально дети, которые приходят на занятия в клуб, числятся на домашнем обучении в одной из общеобразовательных школ. «Закон об образовании в Российской Федерации» (ст. 17 ч. 1 п. 2) позволяет родителям не отдавать ребенка в школу, оставляя на семейном обучении, и на свое усмотрение выстраивать процесс образования ребенка. Но, при этом, всем детям необходимо проходить обязательную аттестацию: независимо от того, ходят они в школу или нет.

DSC_7657 - 2015-12-22 at 16-18-54

Об обществе

Вальдорфцы вызывают разные эмоции от уважения до скепсиса и крайнего неприятия.

Среди минусов методов родители отмечают то, что детей вырывают из системы, долгое время не учат читать и писать. Из плюсов – индивидуальный подход, незахламленность мозга лишними предметами и способность ребенка легко ориентироваться в новых знаниях.

Неоднозначную реакцию вызывают вальдорфские школы и заграницей. В Германии ходит анекдот о том, как в разных школах решают задачу о фермере, картошке и количестве прибыли.  И если в общеобразовательных школах задача ребенка – найти количество заработанных фермером денег, то в вальдорфской школе ученикам достаточно обвести слово «картошка» и спеть о ней песенку.

Самые частые вопросы со стороны россиян: «Как дети после таких занятий сдают ЕГЭ? Могут ли они поступить в вузы?». В школах заверяют, что итоговые тесты воспитанники сдают без проблем, легко осваивают тестовую систему. В подтверждении слов, школы публикуют на своих сайтах результаты экзаменов (которые, к слову, находятся в середине рейтинговой шкалы, не являясь ни показателем низких знаний, ни выдающихся способностей учеников вальдорфских школ). Так делают во Владимирской,  Московской и  Санкт-Петербургской школах . Школы выкладывают таблицы со списком вузов, куда поступили ученики  и даже предоставляют видеоинтервью с выпускниками.

Педагогам приходится терпеть нападки со стороны консервативно настроенной части населения и даже слышать обвинения в сектанстве со стороны ортодоксальных представителей религиозных конфессий. Негативную реакцию со стороны российской церкви вызывает религиозный аспект и мощнейшая ориентация на близость человека к природе. Подобные случаи зафиксированы в Петербурге, о чем говорили СМИ  и высказывались активисты православных движений  .

Нападки связаны с тем, что на занятиях рисуют ангелов, обращаются к сюжетам на религиозные темы, отмечают христианские праздники: Пасху, Рождество, но не забывают о фольклорных русских: с любовью готовятся к Масленице. Дети вместе с педагогами и родителям вяжут, шьют тряпочные куклы, готовят поделки.

Вальдорфская педагогика в Саратове находится на начальном этапе. До недавнего времени у нас в городе не было ни одного педагога данной методики. В ближайшей к нам Самаре есть две вальдорфские школы и несколько детских садов, где воспитание построено по вальдофской педагогике. Такие школы функционируют в Москве, Санкт-Петербурге, в Воронеже, Самаре, Ярославле, Уфе и других городах.

новый коллаж4
Нравится6 Поделиться Поделиться Ретвитнуть