Илья Карпов учится на втором курсе эконома. От большинства сверстников его отличает наличие собственного дела, которое успешно развивается в городе. Дело в том, что Илья – владелец сервиса Wash Up, который помогает поддерживать в доме чистоту и порядок.

clean

Smog выяснил, сколько рекламных листовок нужно раздать, чтобы найти клиента, и насколько трудно держать марку качества в сфере услуг.

img_5969

– В нынешних условиях, несмотря на различные государственные программы по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса, предпринимателям и с большим опытом приходится тяжело: финансовый кризис, рост инфляции и прочие обстоятельства. Как ты решился на своё дело?

С предпринимательством я познакомился в 15 лет. Сначала через литературу по саморазвитию и бизнесу. Пытался применять советы из книг в учёбе, но это был настолько новый, «взрослый» мир, гораздо интереснее школы. Уже летом я попробовал открыть свой бизнес. Дело закончилось провалом, наверное, как и у большинства 15-тилетних предпринимателей.

– Что это был за бизнес?

Я назвал её службой бронирования мест для парковки. Если честно, подсмотрел в Европе. В российских реалиях это было в новинку.

img_5982

– Что же не получилось: не продумал до конца все дебеты и кредиты?

В день Х я получил свой первый заказ, неожиданно для меня он стал ещё и последним. Да и вообще: это оказалось вне рамок закона. Несмотря на полный провал, это был замечательный опыт. Остановиться оказалось невозможно: за первым начинанием последовало второе, третье…

– Как пришла идея открыть Wash Up?

После долгих проб и ошибок мы с друзьями в шутку сболтнули: «Может, клинингом займёмся?» Нам показалось, что наша идея – перманентный способ заработать. Все люди едят, готовят, спят, все убираются. Следовательно, и спрос гигантский, и я решил: нужно заняться клинингом. Ну и потом – сама ниша интересная. Не просто купля-продажа, а дело, где действительно можно показать себя, привнести что-то новое, оригинальное, какую-то изюминку.

– С чего же всё начиналось?

Бизнес-проект был на стадии идеи некоторое время: «мешал» ЕГЭ и летние каникулы. Осенью они закончились, и мы с другом запустили проект. Делали его практически без вложений. У нас было 1800 руб., на которые мы закупили рекламные листовки.

img_5902

– Накопили со школьных завтраков?

Да, и, кстати, я зря экономил на булках. Распространить мы смогли только 300 шт.

– Листовки разносили самостоятельно?

Конечно. Разносили по подъездам, ждали, пока кто-нибудь откроет. Практически всюду нас ругали за спам: людям сложно было объяснить, что мы, вообще-то, предприниматели, у нас тут успех намечается. С помощью листовок мы нашли первого клиента. Он жил в частном доме на 220 м2. Всю эту площадь мы убирали с партнёром за 2200 руб. Наверное, это выглядело странно: два молодых парня убираются без специального снаряжения. С собой из моющих средств мы взяли то, что лежало в наших квартирах.

– Не было такого, что в какой-то момент опускались руки?

Ой, да много раз. Было время, когда не было клиентов. Первые два месяца убирался только я. На своей шкуре испытал все прелести профессии. После пяти часов с тряпками начинают дрожать ноги. Это потому, что та уборка, которую делаем мы, отличается от простого приведения квартиры в порядок. Я старался делать всё максимально качественно и быть очень доброжелательным, чтобы клиент обратился к нам снова и стал постоянным. Вообще, в первые месяцы я чуть ли не плавился: я – и отдел продаж, и маркетолог, и пиарщик, и закупщик, и водитель, и клинер. В общем, весь штат Wash Up состоял из меня. При этом я ещё учусь в институте на очной форме обучения.

img_5909

– Желающих открыть своё дело много, но получается это сделать у единиц. В чём твой секрет?

Нет у меня секрета, каких-то особенных знаний, способностей и талантов, скорее даже наоборот. До первой прибыли у меня было два года далеко не самых успешных начинаний. Наверное, многим не хватает упорства и терпения. Если не прекращать пытаться, рано или поздно у тебя получится. Вопрос в количестве попыток.

– Насколько ты детально погружался в планирование своего бизнеса, прорабатывал ли все нюансы и форс-мажоры?

Я очень долго всё расписывал, просчитывал все риски, вложения и прибыли. Но ни один пункт на деле не совпал. Я в точности до минуты старался продумать, как будет жить моё дело, но, к сожалению или к счастью, всё пошло совершенно по другому пути развития.

– Ты живёшь с родителями? Как они относятся к бизнесу, помогают?

Да, я живу с ними. Раньше они не особо всерьёз воспринимали моё занятие. Сейчас уже по-другому относятся к клинингу. Помогают мне, поддерживают морально.

– Дома мама заставляет убираться?

(смеётся) Это очень популярная шутка. Ну конечно же да. Наверное, в детстве на меня повлияла мамина фраза: «Станешь взрослым – наймёшь уборщицу!»

img_5879

– Что на данный момент представляет собой твоя компания?

Сейчас Wash Up – это я, пять клинеров, маленький офис, куча тряпок и чистящих средств. В скором будущем планирую расширять штат.
Кстати о клинерах: обычно в этой сфере работают женщины от 45 лет. Мне сложно с ними в плане координации. Да, они делают работу хорошо, но забывают о важности общения с клиентом, а я делаю на этом акцент.
Страшно было нанимать студенток или выпускниц. Неизвестно, что у них с ответственностью, насколько качественно они смогут выполнить заказ. Но, как оказалось, для моей компании это – лучший вариант. Сейчас средний возраст работников составляет 24 года.

– Что входит в твои обязанности?

Я оплачиваю транспорт, закупаю чистящие средства и инвентарь, слежу за их наличием. Кстати, отличительная черта моей фирмы: мы не держимся за инвентарь. Те же тряпочки для уборки пыли в других компаниях изнашиваются почти до дыр, используются дешёвые средства, я же не жалею денег на это. До сих пор лично принимаю заявки по телефону и даже выступаю в роли клинера, когда все остальные уже заняты. Веду поиск свободного работника, осуществляю выдачу инвентаря.

– Если не секрет, большой ли у тебя заработок? Получается работать в плюс?

Пока моя прибыль не такая большая, как хотелось бы. Я стараюсь вкладывать заработанные деньги обратно в бизнес. Вдобавок, у нас одни из самых низких цен в Саратове и при этом очень большие расходы на инвентарь и заработные платы. Соответственно, не нужно быть дипломированным экономистом, чтобы понять: наименьшая цена плюс наибольшие издержки равно наименьшая прибыль, но этого дохода мне вполне хватает.

img_5920-edit

– Неужели не хочется зарабатывать больше?

А кому не хочется? Правильно, всем хочется. Сейчас я стараюсь сделать клининг более популярным, доступным, в Саратове, постоянной услугой, и мои клиенты – в основном люди не очень богатые. У них нет огромных вилл, дач, но они могут себе позволить уборку в доме или квартире. Стоит добавить, что подавляющее большинство заказов поступает от женщин.

– Есть планы на будущее?

Думаю, максимально развить Wash Up, а потом попробовать себя и в другой сфере. Я думаю, моё новое дело также будет связано со сферой услуг. Возможно, дополню Wash Up ещё какой-либо услугой.

img_6034

Беседовал Сергей Бондаренко

Фотографии Галины Рябовой

Нравится11 Поделиться Поделиться Ретвитнуть