Когда речь заходит о стартапах, перед нами предстает образ молодых предпринимателей, чаще всего имеющих за плечами определенный проектный опыт, ведь настоящий стартап является полноценным бизнесом. Но «ЦентрИТ», новый уникальный проект, созданный в 2014 году на базе одной из сильнейших школ России – саратовского Физико-технического лицея №1 – в рамках федеральной программы формирования сети центров молодежного инновационного творчества, рушит все эти стереотипы.

_SAV_7825

В реальности такой формат центра – это аналог западных fab lab (fabrication laboratory), ориентированных, в первую очередь, на выпуск несерийных высокотехнологичных устройств на современном производственном оборудовании.

RpCrsiYJFFc

За счет целевого государственного гранта в «ЦентрИТе» появилось 30 рабочих мест, 8 рабочих зон и современное высокотехнологичное оборудование – станки с числовым программным управлением, оборудование для 3D-печати и многое другое.

SAV_7803

Теперь стоит новая задача – окупить вложенные в центр государством средства, в том числе с помощью коммерциализации инновационных и наукоемких разработок. В результате чего появился проект «Умный дом»: за год старшеклассники под руководством доцентов СГУ разработали не просто какую-то программку, а настоящую автоматизированную систему управления зданием, которая позволяет через обычный смартфон включать и регулировать свет, управлять оконной рольшторой и кодовым дверным замком.

SAV_7824

Очевидно, что ребятам участие в создании таких серьезных стартапов и бизнес-проектов будет полезно.

circle (5)

Анатолий Караваев, Преподаватель ЦМИТ «ЦентрИТ», доцент СГУ имени Н.Г. Чернышевского
«Школьники, прошедшие инженерные курсы в «ЦентрИТе», к моменту поступления в вуз будут иметь в своем портфолио реальную инженерную квалификацию и опыт «взрослых» технических разработок. ЦМИТы становится сейчас ключевым узлом в восстановлении системы подготовки инженерных кадров России, поскольку стремительное развитие технологий требует от современного инженера знаний и навыков работы сразу в нескольких областях: аналоговой и цифровой электронике, программировании электронных компонент, методах анализа цифровых сигналов, понимания физических процессов, протекающих в датчиках и сенсорах. Серьезную подготовку специалистов, обладающих столь широким набором знаний, необходимо начинать со школы и, в идеале, выстраивать систему сетевого взаимодействия «школа – ЦМИТ – вуз», где все эти предметы будут осваиваться в общей логике и на последовательно возрастающем уровне сложности».

Еще одно важное направление работы «ЦентрИТа» связано с олимпиадной робототехникой. Для ребят преподавателями СГУ и Физико-технического лицея были созданы уникальные образовательные программы, которые рассчитаны на все возрастные категории школьников – от 1-го до 11-го класса. Преимуществом таких программ является то, что преподаватели не просто показывают ребятам, как собирать технически сильных роботов, но и обучают их программированию.

circle (6)

Сергей Портнов, преподаватель ЦМИТ «ЦентрИТ» и ФТЛ №1, доцент СГУ имени Н.Г. Чернышевского

«Робототехника сегодня уже официально включена в школьную программу, и дети изучают ее на уроках технологии с 6-го класса. Но далеко не каждая школа имеет сейчас достаточное количество робототехнических наборов, поскольку они довольно дорого стоят. В «ЦентрИТе» же сейчас есть всё, чтобы учить детей высококлассной робототехнике – и мощная материально-техническая база, и квалифицированные педагоги, и накопленный за два года опыт участия во всероссийских робототехнических олимпиадах.

Летние курсы показали, что это одинаково интересно и старшеклассникам, и совсем маленьким слушателям, пришедшим на наш месячный интенсив «Мой первый робот». С нового учебного года мы запускаем новые серии курсов по робототехнике и инженерному делу (http://centrit.pro/catalog/), и будем уже основательно готовиться к городским и региональным соревнованиям, выставкам и олимпиадам».

О возрастающей популярности программы свидетельствует впечатляющая статистика летних курсов «ЦентрИТа» – более 50 школьников Саратова и Энгельса предпочли пляжному отдыху знакомство с роботами.

Всего за два года работы школьники реализовали в «ЦентрИТе» более 80 проектов, в области разработки электронных робототехнических систем, и получили 37 наград региональных и всероссийских выставок. В июне этого года воспитанник «ЦентрИТа» и выпускник ФТЛ Раед Романов представлял свой проект «Диагностический аппаратно-программный комплекс для анализа сердечного ритма» на III Всероссийской конференции юных техников и изобретателей, проходившей в Государственной Думе РФ, и стал абсолютным победителем в номинации «Здоровая среда».

Текст Екатерина Капранова
Фото Александр Садовников

Нравится6 Поделиться Поделиться Ретвитнуть